Все о системах управления бизнес-процессами
 
Почитать
Поговорить
Побродить
Завершить


Вход в систему

Забыли пароль?


     
Отзыв о мероприятии "Интеграция сложных прикладных систем (ICAS 2011)"

23 ноября Агентство корпоративных коммуникаций OSP-Con провело в Москве Форум «Интеграция корпоративных прикладных систем (ICAS-2011)», на котором теме BPM была посвящена одна из секций.

Сразу хочется отметить высокий уровень мероприятия, тщательную подборку докладов, интересные выступления. Доклады пленарной части, как и ожидалось, были рассчитаны на ИТ аудиторию. Но одна закономерность прослеживалась четко, во всех без исключения докладах: одной из основных целей интеграции докладчики, как один, называли улучшение бизнес-процессов.

В этом обзоре отобраны наиболее интересные доклады, касающиеся темы BPM.

Доклад Виктора Голубева, директора по ИТ-консалтингу «ТБС Консалтинг» назывался «Интеграция: взгляд со стороны IT Governance и Enterprise Architecture». Но помимо темы интеграции Виктор затронул и такой острый на сегодняшний день вопрос, как инвестиции в ИТ и взаимодействие ИТ и бизнеса. Действительно, постоянно возрастающая роль ИТ требует самого пристального внимания к нему со стороны бизнеса. Но чем сложнее становятся технологии, тем сложнее ИТ и бизнесу найти общий язык. Зависимость от технологий с каждым годом становится все больше, и уже сегодня практика показывает, что большинство задач, решаемых в организации, так или иначе связаны с ИТ. Виктор привел пример организации, которая, при заполнении матрицы контролей (это такое подтверждение что и как вы делаете) 85% контролей перекладывают на ИТ. Отсюда напрашивается однозначный вывод: организация управления ИТ – это зона ответственности высшего руководства, «ИТ – слишком важная область, чтобы доверять ее айтишникам».

Контекст повышения привлекательности ИТ в глазах бизнеса присутствовал на протяжении всего доклада, говоря об интеграции и рассматривая ее разных точек зрения – с точки зрения программной архитектуры и с точки зрения организации управления ИТ, Виктор постоянно подчеркивал, что интеграция – не самоцель, а одно из средств реализации ИТ и бизнес-стратегии.

Доклад произвел очень цельное впечатление, плюс к этому – эмоциональная подача, с определенной долей провокации. И, как результат – бурное обсуждение после доклада.

Исходный посыл доклада Сергея Лихарева, руководителя направления по управлению информацией департамента ПО IBM EE/A (доклад: «Интеграция данных, приложений и бизнес-процессов») звучал так: бизнес-среда значительно изменилась.  Реальность такова, что на любом предприятии существует несколько разных систем (зоопарк), откуда следуют такие проблемы как:

  • неформализованные задачи
  • неэффективное рабочее окружение
  • неясная приоритезация работ
  • неполные потоки данных
  • недостаток контроля над системами
  • недостаточное понимание процессов

Основные проблемы бизнеса:

  • бизнес не может расти
  • неудовлетворенность клиентов

Ключ к повышению эффективности системы – процессы.

Дальше, как водится, Сергей перечислял достоинства IBM, в частности, говорил и про «облако», на котором можно оказаться с Blueprint. Но сразу хочу заметить, что с облака Blueprint придется очень скоро спуститься на землю, т.к. представители IBM советуют: берите облако, помоделируйте в нем, а потом, если понравится, переносите на локалку. Кстати, сам IBM тоже борется со своим зоопарком, поскольку, в результате различных слияний и приобретений, в зоопарке обитают и SAP, и Siebel CRM.

Откровенно порадовал доклад (точнее – два доклада) от руководителя направления Отдела архитектуры и перспективных разработок Сбербанка РФ Михаила Демидова. Сбербанк так долго оставался в тени, не особо афишируя свои успехи, особенно в части BPM, что это казалось даже странным на фоне активности других банков. Но то, о чем рассказал на Форуме Михаил, вызвало, по меньшей мере, уважение. А учитывая авторитет Сбербанка, это может послужить хорошим стимулом (а кое-кому и уроком) для тех, кто успокаивал себя его пассивностью.

По докладу: можно сказать, что это был один доклад из двух частей, первая из которых прозвучала в пленарной части (доклад назывался «Опыт управления интеграционной архитектурой и построения распределенной интеграционной инфраструктуры в Сбербанке России»), а вторая – «Реальный BPM: применение в крупном банке» - на секции Управление бизнес-процессами. В первом докладе Михаил рассказал, как реализована SOA в Сбербанке, причем, как технические аспекты – построение архитектуры с использованием корпоративной сервисной шины ESB, так и управленческие – реализация функций управления в области SOA и управление интеграционной архитектурой в проектах.

Отвечая на вопрос, зачем SOA бизнесу, Михаил перечислил несколько весомых причин, таких как:

  • упрощение централизации, замены устаревших автоматизированных систем
  • снижение рисков и повышение качества проектов с интеграцией
  • упрощение контроля SLA на уровне сервисов и процессов
  • сокращение сроков реализации проектов

Во втором докладе Михаил отвечал на два вопроса:

  • Зачем бизнесу BPM
  • Как проходит внедрение BPMS в Сбербанке

Сбербанк активно поддерживает репутацию постоянно совершенствующегося банка. BPM платформа делает постоянное совершенствование возможным, давая необходимый для этого инструментарий. При этом банк абсолютно адекватно оценивает критерии применимости BPMS, четко разделяя области, в которых использование BPMS нецелесообразно.

Очень убедительно прозвучала аргументация отказа от использования систем электронного документооборота для автоматизации бизнес-процессов. В то же время в банке не исключается возможность интеграции BPMS с СЭД для реализации организационно-распорядительного документооборота.

Особые требования предъявляются к аналитическим возможностям системы, к движку бизнес-правил, к среде разработки. А вот имитационное моделирование пока не нашло применения (что, кстати, подтверждает предположение, что имитационное моделирование – это то, что всем надо обязательно, хотя пока и не знают зачем).

Интересна позиция по отношению к лучшим практикам. Как правило, все эти лучшие практики переделываются под себя. Тогда, собственно, зачем они нужны? (Хорошо, что хоть кто-то это понимает!)

Анатолий Белайчук, президент компании Бизнес-Консоль представил взгляд на интеграции с позиции BPM. В своем докладе, «Интеграция в проектах BPM», он отметил, что большинство интеграционных проектов могут и обходятся без BPM. А вот полноценная BPM-система едва ли обойдется без интеграции. Но потенциальная ловушка кроется здесь: с точки зрения бизнеса не всякий процесс, безупречно реализованный в BPMS, с полной интеграцией всех взаимодействующих элементов, представляет собой ценность. Поэтому интеграция в BPM не является основной ценностью. Вопрос не стоит нужна ли интеграция в BPM системе. Рано или поздно она там будет. Вопрос – когда?

Анатолий привел несколько примеров из практики компании, в которых при помощи BPMS решались разнообразные задачи, некоторые, на первый взгляд, казались совершенно «непроцессными». Как, например, один из заказчиков – логистическая компания – вообще обратилась за решением задачи интеграции. А в результате выяснилось, что компания не достаточно хорошо понимает свои процессы, и решение процессной задачи дало значимый результат. А в еще одном проекте при помощи системы BPMS была решена задача интеграции нескольких приложений в контексте процессов, была реализована  средствами BPMSнедостающая CRM функциональность, налажена коммуникация и контроль над сквозным процессом.  Из этих и других приведенных примеров стало понятно, что часто организации пытаются лечить проблемы исключительно технологическими средствами, тогда как проблема может крыться в самих процессах.

Доклад Юрия Полянского, директора по рискам, члена Правления Минского транзитного банка (МТБанк) – это, по его собственному определению, взгляд человека, который ставит задачи, а не реализует их в BPM. В докладе «Организация бизнес-процессов принятия кредитных решений с учетом рисков конкретного вида бизнеса»  Юрий рассматривал процесс верификации клиентов с точки зрения целесообразности его автоматизации на разных уровнях и для разных банков и кредитов. В некоторых случаях процесс верификации настолько прост и предсказуем, что его автоматизация попросту может себя не окупить. А вот, к примеру, в розничном микрокредитовании, когда решение (к примеру, при покупке бытовой техники) должно быть принято в течение 10 минут, BPM может дать весомое преимущество.

Кирилл Курышев, начальник отдела разработки bpEXPERT, в докладе «Разработка интегрированной модели бизнес-процесса для BPMS» рассматривает модель процесса как совокупность взаимоувязанных моделей, каждая из которых описывает отдельные аспекты функционирования бизнес-процесса, а все вместе они образуют интегрированное, комплексное и полное представление о процессе и его исполнении. Составными частями интегрированной модели являются шаблон процесса, ресурсная, информационная и интеграционная модели, которые связаны между собой посредством ролей, информационных объектов и структур хранения, а также с организационной структурой и внешней информационной средой через сотрудников и API. Одного шаблона, по мнению Кирилла, недостаточно для создания исполняемого процесса. Необходимо описать каждую из этих моделей, формализовав связи между ними. Отсутствие моделей или их неверное использование приводит к созданию программного кода.

В заключительной дискуссии (строго говоря, дискуссий было две, отдельно для каждой секции, но автор присутствовал только на одной), тема которой предполагала рассмотреть две точки зрения на интеграцию и BPM: BPM, как средство интеграции или интеграция, как «приятное дополнение» к BPM для более успешного достижения бизнес-целей. Несмотря на то, что количество участников дискуссии было не слишком большим (около 20 человек), само обсуждение получилось оживленным, поскольку мало кто из сидевших в зале не высказал своего мнения. Но что хотелось бы отметить – в процессе дискуссии тема интеграции отошла на второй план, и разговор сместился на бизнес-аспекты BPM. Это показательно, поскольку еще раз подчеркивает, что сегодня BPM – это требование времени, а технологическая поддержка (в том числе и интеграция) – это то, что позволяет реализовать BPM в полном объеме.

Подробно с презентациями можно ознакомиться здесь: http://www.ospcon.ru/node/7901

 

Комментарии
#1 Максим Смирнов, 10.12.2011 18:23

Не смотря на отличные оценки, которые я получил в анкетах участников, у меня осталось легкая неудовлетворенность от конференции. Дело в том, что подходы к интеграции корпоративных прикладных систем меняются буквально на наших глазах. Только отечественное экспертное сообщество, этого будто не замечает. 2008-2009 годы отмечены в англоязычных блогах как время заката SOA. Эксперты говорили о веб-ориентированной архитектуре, RESTful сервисах, тяжеловесности и оторванности от жизни WS-* стандартов.

У нас всего этого нет. BPM еще как-то живет, а вот интеграция приложений осталась во временах CORBA-ы и очередей сообщений

Для того чтобы добавить комментарий, вам нужно войти в систему или зарегистрироваться

Главная | О проекте | Введение | Софт | Литература | Форум | Семинары | Ссылки | Архив новостей | Подписка на RSS-каналы | Карта сайта | Авторские права | Версия для печати