Все о системах управления бизнес-процессами
 
Почитать
Поговорить
Побродить
Завершить


Вход в систему

Забыли пароль?


     
Отзыв о конференции "BPM-системы: средство для повышения эффективности бизнеса"

Вчера для всех влюбленных в BPM CNews подготовил специальное мероприятие – Конференцию «BPM-системы: средство для повышения эффективности бизнеса». Конференция собрала большое количество народа, по крайней мере, ее первая часть.

Начало, по традиции, положил доклад аналитика CNews Станислава Макарова, который совершенно честно можно признать очень удачным. Во-первых, Станислав сразу предупредил, что агитировать в пользу BPM он не будет, поскольку вопрос «нужен или не нужен BPM» уже не стоит (что, между прочим, подтверждается интересом к мероприятию), и предложил сосредоточиться на его значении и использовании. BPM – средство повышения операционной эффективности, но не средство стратегического планирования. Но это нисколько не понижает его ценность, поскольку и в операционной деятельности еще остается огромный потенциал для повышения эффективности и производительности за счет повышения agility (гибкости), более тесной B2B интеграции, включения партнеров в свой бизнес.

К сожалению, в последнее время базовые принципы BPM, позиционирующие его как концепцию менеджмента, все чаще игнорируются, что является причиной некоторых неудач в проектах BPM. Среди наиболее часто встречающихся причин Станислав назвал отсутствие знаний (люди не понимают, что такое BPM), неуместное применение для тех задач, в которых BPM не нужен, недостаточная ориентация на клиента, завышенные ожидания ROI, отсутствие долгосрочной стратегии. Чтобы избежать подобных неудач, стоит несколько изменить свое отношение к менеджменту (здесь Станислав цитирует Стива Деннинга), сместив акценты:

  • с «деланья» денег для акционеров на удовлетворение потребителей
  • с контроля отдельных сотрудников к стимулированию самоорганизующихся команд
  • от бюрократии к динамическому связыванию
  • от постоянной озабоченности эффективностью к широкому набору ценностей, способствующих инновациям
  • от командно-административного метода к горизонтальному управлению.

Алексей Борисов, директор по работе с корпоративными клиентами Логики бизнеса 2.0, говорил об ИТ-архитектуре. Очень удачный пример отсутствия архитектуры – дом Винчестера, который строился без проекта, различными архитекторами, в результате чего дымоход начинался в подвале и заканчивался за два фута до крыши, тринадцать лестниц ведут в никуда, двадцать четыре окна встроены в пол. В принципе, агитировать в пользу инвестиций в ИТ особо никого и не нужно, кто-то с большей – кто-то с меньшей охотой делают это регулярно, но при наличии скоординированного плана в виде архитектурного проекта можно управлять жизненным циклом ИТ-систем и тем самым сократить риски ошибочных решений. Видимо вследствие очевидности, вопросов доклад не вызвал.

Денис Реймер, генеральный директор ЛАНИТ – Би Пи Эм, традиционно рассказал о внедрении Pegasystems в Сбербанке. Доклад нам был знаком с прошлой конференции – о тех же трех департаментах, о тех же качественных характеристиках системы. Повеселила фраза о том, что Pega отличается от всех других систем тем, что поддерживает замкнутый цикл разработки, и позволяет вносить изменения в процесс. Либо оговорка, либо просто откровение.

Очень ценный комментарий из зала, который можно отнести ко всем докладам, не только к этому – это то, что присутствующий на конференции «бизнес» больше интересует стоимость создания и поддержки одного процесса. Думаю, что докладчикам, особенно тем, кто выбирает чисто технические темы, следует подумать об этом замечании, чтобы не терять часть аудитории, не имеющей отношения к ИТ.

Доклад Юлии Амириди, заместителя генерального директора Intersoft Lab, я не буду комментировать, поскольку он относится к хоть и близкой, но все же другой области управления Business Performance Management. Бесспорно, что от применения этих двух концепций будет гораздо больший эффект, но ровно таким же образом сюда можно причислить также и BI, Project Management и т.п., и все же управление бизнес-процессами по-прежнему следует выделять, как отдельную дисциплину.

Выступление Алексея Будина, директора компании Элевайз, встречали очень тепло. И не столько из-за неизменного артистизма самого Алексея, и даже не потому, что в докладе он рассказал про новую корпоративную версию системы ELMA, а потому что как-то единодушно все порадовались за наших, российских ребят, которые в своей нише создали очень неплохой продукт.

Следующим выступал Роман Ткачев, который раньше представлял BI Telecom, а теперь является директором Департамента BPM/ECM/SOA в Техносерв Консалтинге. Да-да, и это первая новость: Техносерв Консалтинг купил BI Telecom. Роман затронул тему комплексных BPM проектов, подчеркнув, что для удачных проектов необходимо наличие многих составляющих, таких как набор процессов и бизнес-правил, обязательное наличие учетной системы, функциональных и интеграционных возможностей. Кроме того, большое значение имеет и размер компании. Все это должно иметь соответствующую технологическую поддержку в виде BPMS, BRMS, BAM, ECM, ESB и пользовательского портала.

Еще очень ценное замечание, на которое следует обратить внимание – не надо делать то, что уже хорошо работает. Делать надо там, где не работает! И под этим я тоже подписываюсь.

Доклад Елены Лукутиной, директора по операционной деятельности и технологическому развитию компании Неофлекс, ничего нового не содержал – так, попытка заявить о себе. Похож на аккуратный конспект школьника: все слова правильные, хорошо подобранные, и даже практический пример «одного крупного российского банка». Возможно, когда этот крупный российский банк поделится с общественностью результатами внедрения – это и получит свою порцию интереса.

Но зато доклад Елены спровоцировал дискуссию, которая как раз после ее выступления и начиналась. А именно: в качестве успеха был назван срок реализации процесса, содержащего 24 шага, который компании удалось сделать за 9 месяцев. И далеко не все участники восприняли этот показатель так же позитивно, как Неофлекс. Так вот что же в самом деле можно считать показателем удачного проекта? Во-первых, большинство все же считало, что для успешности 9 месяцев – это многовато. Но это, в конце концов, кого как устраивает. А вот что успешным, в действительности, следует считать проект, после которого в компании остается процессная культура, и процессы продолжают расти и развиваться – это действительно то, чему следовало бы радоваться. И, к счастью, количество таких компаний в России растет.

Вторая сессия началась еще с одной новости, которая не может оставить равнодушной все BPM-сообщество, и, в частности, которая уже нашла поддержку и одобрение у многих членов нашего с вами сообщества BPMS.ru: мы вышли на международный уровень! В России создано отделение Ассоциации BPM профессионалов ABPMB. Об этом в кратком анонсе рассказал вице-президент по развитию российского отделения Вячеслав Бутыркин. Он вкратце рассказал о целях и задачах организации, и объявил, что в скором времени состоится собрание, на которое будут приглашены все, кто считает или хочет считать себя профессионалами BPM, и на котором организаторы дадут более подробную информацию.

Элиот Гойхман, начальник департамента информационных технологий МДМ Банка рассказал о применимости систем BPMS. В сравнении западного и российского подходов, он отметил, что иностранные компании делают акцент на такие показатели эффективности, как время открытия счетов, обработку претензий и персональных предложений. Тогда как российские компании ставят своей целью контроль результатов процессов, создание регламентов. Надо понимать, что при таком подходе можно выиграть борьбу за отчетность, но проиграть битву за клиентов.

На вопрос, что в плане BPM сделано в МДМ Банке, Элиот ответил, что есть большая разница между внедренной и активно используемой системой. И пока, к сожалению, МДМ Банк не может похвастаться активным использованием.

Выступление Вадима Кузина, заместителя генерального директора по ИТ компании Мосфлоулайн, было похоже на научный доклад. Он рассказал, что в их компании сначала построили систему управления бизнес-процессами, а потом почувствовали потребность в автоматизации. Проблемы, с которыми столкнулась компания, наверняка испытывают все, кто внедряет у себя BPM. Это конфликты между подразделениями, назначение владельцев процессов и необходимость совмещения процессного и функционального управления.

Консультанты, к которым обращалась компания, стремились выстроить систему власти, а не систему управления. Дальше Вадим привел расчеты целевых показателей, которые отвечали бы целям бизнеса, в числе которых увеличение денежного потока, возврат инвестиций, суммарный брак и другие.

Расчеты дались слушателям сложновато, но в целом доклад произвел хорошее впечатление. К тому же, это был единственный «небанковский» доклад.

Марина Аншина, председатель комитета по стандартам СОДИТ, как всегда, умеет захватить аудиторию эмоциональным и живым выступлением. Она заметила, что по опросам 52% российских компаний собираются внедрять у себя BPM, а это значит, что интерес к этой теме остается, и преимущества BPM переоценить сложно. К таковым Марина относит возможность получения быстрого результата, защиту инвестиций, возможность минимального привлечения ИТ, гибкость и т.д. Не смогла не заметить, что девять месяцев для BPM-проекта – это недопустимо много. Так же как и недопустимо внедрять BPMS без изменения процессов.

Попытка внедрения BPMS только силами бизнеса – тоже ничего хорошего.

Легкой жизни она не гарантировала. Иногда рутины становится больше, сложно разруливать нестандартные ситуации, Встречаются дорогие, непрозрачные процессы, недружественные интерфейсы. Но BPMS – это не волшебник, это только инструмент.

Еще одна тема, которой коснулась Марина – это управление изменениями. Нельзя забывать, что требования меняются. Темп разработки должен соответствовать темпу изменений бизнеса.

Компания ВИП Сервис, которую представлял директор департамента ИТ Тимофей Русских, владеет известными сайтами по продаже авиабилетов biletix и Пртбилет. Для клиента – это просто удобный сайт, а за ним – сложные бизнес-процессы и множество систем. Проанализировав все этапы эволюции ПО, Тимофей рассказал о том, как компания пришла к BPMS. Точнее – к размышлениям, нужна ли им BPMS.

Руководитель экспертной группы банковских технологий СБ Банка Максим Волков поделился со слушателями очередным достижением банка – внедрением процесса потребительского кредитования, который включал автоматизацию рабочего места андеррайтера. Они продолжают развивать собственную систему Mice5, поэтому внедрение процесса заняло достаточно много времени (работа началась в июне).

Это был заключительный доклад, после которого еще некоторое время продолжилось обсуждение. Что было удивительно, так это не очень высокая активность участников. Очень мало вопросов задавалось спикерам, и мало выступлений с мест. Но, несмотря на это, обсуждение было интересным, как в целом, и вся конференция.

 

 

Комментарии
#1 Наталья Заботина, 17.02.2013 13:13

Хотелось бы услышать мнения специалистов о нашем пробном опыте использования BPM на примере Ярославской фирмы.
Ссылка: Волчихина Л.С., Тихомирова А.В. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛНЯЕМЫМИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ КОМПАНИИ "ДЕЛЬТА" НА ОСНОВЕ BIZAGI BPM SUITE // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2013/61/2495 (дата обращения: 17.02.2013).

Для того чтобы добавить комментарий, вам нужно войти в систему или зарегистрироваться

Главная | О проекте | Введение | Софт | Литература | Форум | Семинары | Ссылки | Архив новостей | Подписка на RSS-каналы | Карта сайта | Авторские права | Версия для печати