Дайджест bpmNEXT’2019


Лучший способ узнать в каком направлении движется отрасль BPM – посетить конференцию bpmNEXT (www.bpmnext.com). Не может себе позволить слетать в Санта-Барбару? Все выступления выложены на youtube. Нет времени, слабоват английский? Тогда здесь и сейчас – краткая выжимка из наиболее интересных докладов.

Сначала несколько слов о конференции. Она проходит ежегодно с 2013 года и уникальна по составу участников и по формату. Это инициатива двух известных в мире BPM людей – Брюса Силвера (Bruce Silver) и Натаниэла Палмера (Nathaniel Palmer). Также постоянными участниками являются Джим Сайнур (Jim Sinur), Сэнди Кемсли (Sandy Kemsley), Кит Свенсон (Keith Swenson). Вклад этих людей в современный BPM столь велик и многообразен, что представлять их текущие компании и должности даже нет смысла – они величины сами по себе.

Всего же в конференции участвует порядка 100 человек – отраслевые аналитики (включая перечисленных выше) и компании-производители программного обеспечения BPM. Причем вендоров представляют не маркетологи, а «C-уровень» (CEO/CTO) или, как минимум, евангелисты или ключевые разработчики. В этом году среди участников были Appian, Bonitasoft, BP Logix, IBM, Kissflow, RedHat, SAP, Signavio, Trisotech.

Содержание докладов можно описать фразой «смотрите, какую крутую штуку мы сделали!». Формат – пятиминутная презентация (20 слайдов по 15 секунд, отщелкиваются автоматически), за которой следует живая демонстрация продукта. Причем обычно показывают «лабораторную» (альфа-)версию, которая доберется до клиентов только через несколько месяцев.

То есть вендоры демонстрируют то, что, по идее, является секретным ноу-хау. Зачем же они на это идут? Видимо для того, чтобы получить оклик от коллег по цеху и показать продукт на ранней стадии аналитикам, которые сформируют нужные ожидания у корпоративных клиентов. Скажем, о технологиях process mining и RPA все заговорили в последние год-два, а здесь они были оценены по достоинству еще в 2013-2014.

В общем, это междусобойчик, непохожий на обычные конференции. Здесь нет места рекламе, здесь собрались энтузиасты и лидеры отрасли со всего мира, чтобы взаимно обогатиться, обменявшись идеями. Если вы слышали о «фабриках мысли» (think tank), но то это он и есть.

Натаниэл Палмер

Традиционно дал прогноз BPM на следующие пять лет. Разумеется, за год, прошедший с прошлой конференции, прогноз радикально не меняется, но определенные коррективы вносятся. В этот раз Натаниэл констатировал, что основной тренд в 2015 г. был угадан верно – это Intelligent Automation, включающая четыре ключевых технологии: RPA, искусственный интеллект и машинное обучение, бизнес-правила, воркфлоу.

«Цифровая рабочая сила» – роботы всех видов – приходят быстрее, чем ожидалось, и в конкурентной гонке победителем станет тот, у кого цифровых работников будет больше, чем биологических. Роботы RPA должны управляться не скриптами, а бизнес-правилами. Неизменным является тренд на облака – в них будет совершаться до 70% транзакций. Прогнозируется «смерть» смартфонов в качестве доминирующей платформы – им на смену идут носимые гаджеты и цифровые персональные ассистенты (Сири, Алекса, Алиса,…) и чат-боты. В том числе они должны заменить традиционным для BPMS списки «Мои задачи». Бизнес-правила как сервис, воркфлоу как сервис из прогноза уже стали реальностью.

Джим Сайнур

Расширил список технологий, которые на сегодняшний день можно считать проверенными – это искусственный интеллект, моделирование архитектуры, BPM Suite, совместная командная работа (team collaboration), путь клиента (CJM, customer journey mapping), интернет вещей (IoT), инструменты минимального кодирования (low code), автоматическое выявление процессов (PM, process mining), роботизация процессов (RPA), интегрированные коммуникации (unified communication – чат-боты, мессенджеры, распознавание человеческой речи), воркфлоу. Они должны слиться в единую цифровую платформу – Digital Business Platform Suite – но это время еще не наступила.

Джиму удалось аналитическим путем выявить взаимодополняющие технологии:

  • CJM + BPM = баланс между удовлетворенностью потребителя и эффективностью
  • BPM + AI = «умные» действия в ходе процесса (BP Logix, IBM, RedHat, Trisotech)
  • BPM + RPA = автоматизация рутинных трудоемких операций (Appian)
  • BPM + PM = инкрементные улучшения, базирующиеся на фактах
  • IoT + AI = распознавание паттернов на основе больших данных и инициация действий
  • BPM + PM + RPA = точно нацеленная автоматизация (Minit, myInvento)
  • BPM + IoT + AI = умная автоматизация на периферии сети
  • Архитектура + Low code + RPA = постепенная трансформация унаследованных систем
  • Воркфлоу + управление контентом + совместная командная работа = кейс-менеджмент (IBM)
  • Интегрированные коммуникации + AI + BPM = повышение удовлетворенности потребителя (Flowable, SAP)

Последующие докладчики продемонстрировали, как эти связки могут выглядеть на практике – см. названия компаний в скобках.

Сэнди Кемсли

Очень интересный доклад об эволюции BPMS и платформ интеграции. По идее, BPM и SOA должны были решить проблему монолитных корпоративных систем – неповоротливых монстров, ограничивающих бизнес в маневренности. Но по факту BPM и SOA Suite сами превратились в монолиты. В частности, BPMS претендует на то, чтобы процессы архитектурно располагались на верхнем уровне: все должно инициироваться через воркфлоу, который оркеструет вызовы унаследованных систем и раздает задачи пользователем через веб-портал. Практика показала, что заказчики такой подход воспринимают не очень хорошо, и современные low code системы помещают в центр приложение, в котором воркфлоу является лишь одним из инструментов.

Основное преимущество low code платформ – разработка от графических моделей с минимумом программного кода. Это дает возможность «гражданским» (не-программистам) собственными силами создавать если не законченные приложения, то работающие прототипы, и благодаря этому быстро реагировать на изменения условий ведения бизнеса.

Но у платформ low code есть свои ограничения. Они отлично себя проявляют в связке с «коробочным» софтом (например, ERP), который реализует нижний уровень процессов, то есть бОльшую часть функциональности. Для компаний размера от малого для среднего это оптимально. Крупным же корпорациям приходится самим разрабатывать высоконагруженные приложения, и в этом рассчитывать на гражданских не приходится. Профессиональные же программисты недолюбливают и BPMS и low code за то, что те плохо играют в команде: навязывают собственный портал, не интегрируются с инструментами контроля версий, с системами автоматического тестирования и т.п. Насколько монолитная интегрированная платформа привлекательна для гражданских, настолько же некомфортна для профи.

Альтернатива – high code платформы, рассчитанные на профессиональных разработчиков, на крупных заказчиков, на высокие нагрузки. От монолитных low code систем их отличает микросервисная архитектура, обеспечивающая приниципально более высокую масштабируемость. На логическом уровне, типичная система low code – это один сервер (неважно, собственный или в облаке), обслуживающий все процессы, а микросервисы – это один или несколько серверов для одного процесса и всего с ним связанного – данных, пользовательских и интеграционных интерфейсов. На физическом уровне это может быть, например, контейнер Docker или Kubernetes, автоматически поднимающий столько инстансов контейнера, сколько необходимо, чтобы справиться с нагрузкой в данный момент.

Мораль: и у low code, и у high code подходов есть свои плюсы и минусы, все определяется решаемыми задачами. Помимо перечисленных плюсов и минусов, большим преимуществом интегрированных платформ является общая база данных.

Appian

Малколм Росс (Malcolm Ross), вице-президент по продуктам, в своем докладе констатировал, что технологии автоматизации развиваются в значительной степени изолированно друг от друга и также по отдельности продаются и приобретаются. Как и Натаниэл Палмер, Малколм говорит об эпохе Intelligent Automation, но определяет ее несколько иначе: RPA + AI + BPM (воркфлоу и бизнес-правила у Палмера) + интеграция.

Максимальный градус интереса сегодня к RPA и AI. (Попутно Малколм замечает, что вместо Robotic Process Automation правильно было бы говорить Robotic Task Automation.) Это вполне объяснимо: BPM – это горькое лекарство, которое лечит болезнь, т.е. ее причины, а RPA – это обезболивающие таблетки, приносящие мгновенное облегчение.

В области интеграции отмечается важная роль стандарта OpenAPI и Swagger. Интеграции посвящена и основная часть демонстрации: no code (без кодирования) интеграция с RPA (Blue Prism, Automation Anywhere), с AI (Google NLP).

IBM

Intelligent Automation в понимании IBM – это платформа, освобождающая сотрудников от работы с низкой добавленной стоимостью, помогающая в выполнении работы с высокой добавленной стоимостью и открывающая возможность новых моделей ведения бизнеса. Она должна включать BPMS, AI, PM, бизнес-правила, RPA, интеграцию. Ссылаясь на исследование IDC, наибольшую роль IBM отводит BPMS и интеграции.

IBM продемонстрировал свою новую low code среду разработки, в числе преимуществ которой IBM называет первоклассную поддержку неструктурированного контента, спектр вариантов размещения, включающий контейнеры (тут уместно вспомнить про покупку IBM компании RedHat и ее технологии Kubernetes), встроенный AI.

Bonitasoft

Вице-президент по продуктам Филип Луме (Philip Laumey) с помощью ведущего разработчика Томаса Буфара (Thomas Bouffard) продемонстрировали как может выглядеть контейнеризация BPM. Отдельные компоненты приложения реализуются в виде контейнеров Docker, Kubernetes автоматически поднимает необходимое число инстансов того или иного контейнера, обеспечивая практически неограниченное масштабирование.

Еще одно интересное решение – использовать для ресурсоемких вычислений облака в варианте Function as a Service. Примером такого ресурсоемких вычислений является расчет заработной платы, который запускается раз в месяц. Чтобы сделать поведение системы более предсказуемым, вычисления реализованы в AWS Lambda.

Signavio

Доклад и демонстрация посвящены проблеме управления роботами RPA: как контролировать их производительность с помощью process mining, как на основе этих данных принимать решения о «приеме робота на работу» и «увольнении» и как заранее оценивать производительность с помощью имитационного моделирования (simulation).

Flowable

Демонстрация комбинации BPMN, CMMN, DMN и чат-бота. Чатбот ведет себя как настоящий сотрудник: например, он может в какой-то момент перевести разговор с клиентом на другого чатбота или на человека.

Fujitsu

Кит Свенсон (Keith Swenson) предложил оригинальный способ «выращивания» бизнес-процесса из фрагментов. В большой организации моделировать процесс традиционным образом (например, в нотации BPMN) как последовательность задач, развилок и т.п. бывает сложно из-за необходимости поиска консенсуса между всеми заинтересованными лицами. Предлагаемая альтернатива – определить набор взаимозависимых «сервисов». Например: для подписания договора генеральным директором нужны визы технического департамента и коммерческого департамента. В свою очередь, техническому директору необходимо заключение инжиниринговой службы, которое способны составить определенные сотрудники. Таким образом каждый отвечает только за свой участок процесса, а общая схема собирается на лету, динамически, и автоматически оптимизируется.

Концепция оригинальная, смелая, но вопрос об области ее применения пока остается открытым – удастся ли таким образом смоделировать сложные процессы, включающие спонтанные события, прерывания и т.п. Есть и методологические вопросы: не получится, что таким образом организация просто законсервирует то, как сейчас делаются дела? Работа найдется каждому, но может быть есть радикально другие способы достижения цели? Мы их не увидим, потому что никто не отвечает за то, чтобы процесс был логичным и оптимальным на всем своем протяжении.

RedHat

Крис Верленен (Kris Verlaenen) продемонстрировал, как в Red Hat Business Automation Platform (надстройка над jBPM) можно реализовать рекомендации исполнителю с помощью искусственного интеллекта (использовался алгоритм Random Forest).

SAP

SAP продемонстрировал комбинация BPM, RPA, машинного обучения и унифицированных коммуникаций. Пользователь общается с процессом через чат-бота, который обладает достаточным интеллектом, чтобы понимать контекст (например, что Алекс – это имя конкретного сотрудника, прием на работу которого обсуждается, а не один из сотен Алексов в компании) и угадывать, какие могут быть дальнейшие запросы (например, создать запрос в техподдержку по обсуждаемой проблеме).

К слову, интересная команда собралась у SAP в Нью-Йорке, если верить скриншоту:

Trisotech

Дени Ганье (Denis Gagne) продемонстрировал реализацию процессов (BPMN) и бизнес-правил (DMN) в виде облачных сервисов, а также интеграцию процесса с искусственным интеллектом (Microsoft Text Analytics). До сих пор Trisotech воспринимался как вендор средств моделирования (включая моделирование архитектуры), теперь он становится поставщиком достаточно интересных реализаций движков.

Резюме

Мы присутствуем на старте новой гонки. Название еще до конца не определено – одни говорят о Digital Business Platform (DBP), другие о Digital Automation Platform (DAP), третьи об Intelligent Automation Platform. Кто-то подразумевает под этим супер-интегрированный пакет, в котором BPMS становится модулем наряду с RPA и искусственным интеллектом, а кто-то – слабосвязные облачные сервисы и микросервисную архитектуру. Но так или иначе, уже сейчас для конкуренции на поле цифровизации вендорам необходимо подниматься на новую ступеньку и предоставлять средства разработки и среду развертывания для нового поколения бизнес-приложений – использующих для повышения эффективности компаний технологии, появившиеся за последние пять лет.

Обсудить