Идеи Илона Маска о повышении производительности


Оригинал: Harmon on BPM: Elon Musk on Productivity
Автор: Пол Хармон (Paul Harmon)

Илон Маск — генеральный директор автомобильной компании Тесла, которая произвела революцию на рынке электромобилей. Он также не чужд эффектных жестов — он запустил свой собственный автомобиль Тесла в космос, чтобы поддержать свои космические проекты. Однако на Земле в данный момент у него проблемы. Тесла потратила много денег на разработку своего первого массового автомобиля — Model 3 , которую компания планирует продавать за 35 000 долларов, что должно стать новой революцией на автомобильном рынке. Проблема в том, что Тесла испытывает трудности с достижением своей цели по выпуску 6 000 единиц автомобилей в неделю на своем заводе во Фримонте.

Когда Model 3  была анонсирована, Маск заявил, что производственные процессы завода во Фримонте будут самыми эффективными в мире благодаря применению кардинально более совершенных технологий. Это серьезная заявка, если учесть что производство автомобилей традиционно является испытательным полигоном для процессной работы. У истоков современного стремления к совершенствованию процесса стоял Генри Форд, который придумал конвейер и понял, как контролировать качество и эффективность, тщательно определяя задачи каждого сотрудника. С тех пор первоначальные идеи Форда развивались усилиями поколений экспертов.

После окончания Второй мировой войны эксперты по процессам компании Тойота, вдохновленные идеями Форда, разработали производственную систему Тойота, которая, в итоге, привела к широкому распространению в США концепций бережливого производства. Во времена своего расцвета Тойота прославилась тем, что рабочий, обнаруживая проблему на производственной линии, мог нажатием кнопки остановить всю линию. Команды сотрудников Тойота сокращали длительность процессов и совершенствовали операции, демонстрируя, как линейный персонал может управлять эффективностью.

Конечно, значительная часть находок Тойота в части работы с персоналом в настоящее время представляет лишь исторический интерес, потому что автомобильные заводы сегодня относятся к числу наиболее автоматизированных производств в мире.

Вот как выглядит производство на заводе Тесла в городе Фримонт в Калифорнии:

Трудно себе представить, что на заводе Илона Маска могли возникнуть проблемы с набором высококвалифицированных работников. Как было сказано выше, автомобильное производство во всем мире сильно автоматизировано, а процесс производства автомобиля очень хорошо изучен. Я предполагаю, что Маск начал с переманивания талантливых сотрудников других крупных автопроизводителей. Располагая талантливыми сотрудниками и возможностью приобретать новейшие промышленные роботы, проектирование основных процессов по идее должно быть очевидным. Кроме того, в прошлом написано немало книг о найме и обучении американских рабочих  для организации эффективной работы на подобных предприятиях, большинство из них описывает организацию операции на японских предприятиях в США, таких как Тойота, в 80-х и 90-х годах. Известно, что завод Тесла во Фримонте, Калифорния, первоначально был построен для совместного предприятия Тойота и Дженерал Моторс. Завод был закрыт в 2009 году, Тесла купила его в 2010 году и оборудовала для сборки своих автомобилей.

Однако сейчас Тесла предпринимает большие усилия, чтобы добиться увеличения масштаба производства до 500 тыс. автомобилей Model S в год. (Model S — это более бюджетная версия, и ее успех зависит от способности выпускать в больших объемах.) (Здесь и далее автор ссылается на Model S, по-видимому это ошибка и речь должна идти о Model 3 — Прим. пер.)

В настоящее время Tesla производит около 5000 автомобилей Model S в месяц. Чтобы произвести 500 тыс. в год, завод должен выпускать около 42 тыс. машин в месяц. Очевидно, что достижение этих целей — это вопрос не только повышения производительности производственных линий, но и вопрос наличия достаточных производственных площадей, промышленных роботов, поставок компонент и персонала, способных обеспечить такой объема выпуска.

В апреле Илон Маск отправил электронное письмо всем служащим своих автозаводов, чтобы обозначить цели и дать некоторые рекомендации по повышению производительности. Его предложения стоит изучить чтобы понять где Тесла испытывает проблемы и как Маск надеется их устранить. Ниже следует краткое резюме, которое я подготовил, оригинальное письмо доступно по ссылке.

Tesla Model 3 production aims for 6,000 units per week in June after upgrade in May – ~5,000 with margin of error, says Elon Musk

Рекомендации Маска по повышению производительности:

  • Избегайте больших собраний.
  • Избегайте частых собраний.
  • Уходите с собрания и прекращайте телефонный разговор как только поняли, что он не приносит пользы.
  • Не используйте акронимы.
  • Коммуникации должны идти по кратчайшему пути, а не по пути субординации. Любой руководитель, который пытается выстроить вертикальные коммуникации, вскоре будет искать себе другую работу.
  • Еще раз: избегайте иерархии, обращайтесь к нужному человеку напрямую.
  • Обращайтесь к здравому смыслы. Если корпоративная политика в конкретной ситуации явно нелепа… то ее надо поменять.
  • Если вы видите лучший способ делать что-то, пожалуйста, напишите на …

Чтобы немного прояснить ситуацию, надо отметить, что сейчас Тесла работает над как минимум четырьмя видами процессов:

  • Основные производственные процессы (изготовление автомобилей).
  • Ежедневное управление основными производственными процессами (планирование, мониторинг, обратная связь с работниками основного и вспомогательных производств и с поставщиками).
  • Внутренние процессы, обеспечивающие основные производственные процессы (найм персонала, обслуживание роботов).
  • Управление производительностью всех перечисленных процессов (включая процессы внешних поставщиков).

Первые три процесса — это процессы, с которыми сталкивается любое производство. Вы должны выполнять работу, обеспечивать работу и ежедневно управлять работой (планировать, составлять графики и осуществлять контроль).

Четвертый набор процессов уникален для стартапов — он нацелен на постоянное изменение существующих процессов, направленное на повышение объема выпуска и качества. (Говорят, Маск ночует на заводе, чтобы быть в курсе всего что происходит. Сколько еще генеральных директоров автомобильных компаний готовы ночевать на рабочем месте, чтобы обеспечить развитие в заданном направлении?)

Беглый взгляд на предложения Маска, собравших множество комментарий в деловой прессе, показывает, что в центре его внимания не оптимизация работы производственных линий — основная работа здесь выполняется промышленными роботами. Наверняка некоторые сотрудники занимаются оптимизацией роботизированных операций, но это узкоспецифическая деятельность. Все предложения Маска нацелены на коммуникации между сотрудниками.

У него два настойчивых предложения: не тратить лишнее время на собрания и дать возможность сотрудникам общаться напрямую, минуя третьих лиц. Давайте рассмотрим их по очереди.

Тесла пытается создать новый автомобильный завод, настроить операционную деятельность, координировать различные работы, управлять потоками от многочисленных поставщиков и контролировать качество работы. Полагаю, день Илона Маска — это последовательная череда встреч, и его цель — максимально сократить потери времени. И он явно хотел бы того же от других. Это похвальная цель — наверное ее поддержит каждый генеральный директор — и если он будет продолжать прикладывать к этому усилия, то несомненно достигнет определенного прогресса.

Второй основной тезис Маска — столкнувшись с проблемой, люди должны разговаривать непосредственно с теми, кто может помочь, а не обращаться к начальству. Это вечная проблема — практически те же слова можно найти в книге Гэри Раммлера (Geary Rummler) «Improving Productivity», опубликованной в 1990-м году. Гэри, как и многие после него, называли это местничеством (silo thinking) и считали одной из главных проблем любой компании.

Предположим, робот установил правую заднюю дверь не совсем правильно, нельзя ли это исправить… Но вы не знаете никого из отдела наладки роботов, поэтому сообщаете о проблеме непосредственному руководителю, который обращается к своему начальнику, и тот уже обращается к менеджеру по поддержке роботизированных линий. Сигнал и запрос о помощи идет сначала вверх по одной ветви иерархии, затем вниз по другой — теряя время и внося погрешности на всем пути. Большинство руководителей хотели бы избавиться от таких длинных путей коммуникации или, по крайней мере, сократить их, но им также известно какие проблемы возникают, когда каждый может обращаться к каждому. Должен соблюдаться определенный баланс, но в рекомендациях Маска о нем не говорится. В худшем варианте, если на заводе Тесла все будут разговаривать со всеми, на работу и на принятие решений будет оставаться мало времени.

Рекомендации Маска имеют смысл, но их очень сложно реализовать на практике. Люди прикрываются собраниями и избегают ответственности, переадресуя проблемы руководителям. Найти сотрудников, достаточно мотивированных, чтобы принять ответственность, которую Маск хочет на них возложить, непросто. Большие зарплаты и премии могли бы помочь, но Маск также жалуется на высокие затраты и начинает их сокращать.

«Радикальные идеи» Илона Маска относительно работы обсуждались в популярной прессе. На самом деле его идеи не радикальны — это банальные рекомендации, всплывающие снова и снова, когда кто-то пытается улучшить бизнес-процессы. К несчастью, они предполагают фундаментальные изменения того, как большинство сотрудников, в равной степени линейного персонала и менеджеров, ведут себя на работе, и поэтому их сложно реализовать на постоянной основе. Но в конечном счете, это не имеет большого значения, так как все вместе взятые предложения Маска существенно не улучшат ситуацию с производством Тесла.

В настоящее время Тесла выпускает 5 тыс. автомобилей в месяц. Цель — в 2018 достичь 40 тыс. в месяц. Удвоение производства даст 10 тыс. в месяц, что даже близко не подойдет к этой цели, а предложения Маска не из тех, что способны удвоить объем. Тесле нужно больше производственных площадей, больше роботов и намного больше сотрудников. Причем компании необходимо не только нарастить собственное производства, но и одновременно значительно увеличивать объемы выпуска своих основных поставщиков. Что-то можно сделать в области процессов, но большая часть — это управленческая деятельность: заключение контрактов, изготовление и монтаж оборудования, обучение людей.

Тесла претендует не меньше чем на революцию в автомобильной промышленности. Компания пытается вывести на рынок очень качественные электромобили. Больше того, Илон Маск пытается этого добиться, создав новую компанию с чистого листа и вступая в конкуренцию с крупными, состоявшимися автопроизводителями, работающими над созданием собственных электронных автомобилей.

Принимая во внимание затраты и усилия, необходимые для создания нового завода по производству 500 тыс. автомобилей в год при очень высоких стандартах качества, можно сделать вывод, что шансы у Tesla не высокие. У Дженерал Моторс и Тойота уже есть заводы и большой штат менеджеров и рабочих, знающих как на них выпускать большие объемы. Очевидно, под производство высококачественных электромобилей им придется переделать часть оборудования и переобучить персонал, но это должно быть гораздо дешевле и быстрее, чем Тесла создать все с нуля.

С другой стороны, как показывают многочисленные примеры, трудно переходить с одной технологии на другую. Взгляды людей, делавших что-то одним и тем же способом в течении длительного времени, очень трудно изменить. Ни одному крупному производителю карет не удалось стать производителем транспорта с двигателем внутреннего сгорания, хотя у них было преимущество, вытекающее из сходства тех и других.

Иными словами, можете вы себе представить традиционного автопроизводителя, который занялся космическими запусками и запустил на орбиту новый спортивный автомобиль генерального директора! Тесла сейчас стоит перед серьезным вызовом. Пока компания далека от своей цели, но ее толкает дерзкий руководитель, зарекомендовавший себя как новатор.

Рассматривая проблемы Тесла со стороны бизнес-процессов, я не вижу, как традиционные идеи процессного подхода могли бы помочь компании в данный момент, ее проблемы более фундаментальны. Тем не менее, следить за тем, к каким инновациям они придут, будет интересно. Ведущие инноваторы в области процессов всегда были неравнодушны к автомобильной промышленности, и может быть, Маск и Тесла преподадут нам новые уроки.