Полезные шаблоны карты пути клиента


Оригинал: Useful Customer Journey Maps
Автор: Виталий Фридман (Vitaly Friedman)

Карта пути клиента (Customer Journey Map, CJM) – замечательный способ визуализации пользовательского опыта. Вместо того, чтобы копаться в разрозненных файлах на сетевых дисках, он собирает все ключевые моменты в одном месте.

Для начала давайте рассмотрим несколько полезных шаблонов карт пути клиента и их практическое использование.

Карта пути клиента AirBnB

Карты пути клиента AirBnB (см. также Google Drive) – прекрасный практический пример того, как показать путь клиента с двух сторон, гостя и хозяина. Он включает 8 точек контакта, для которых показаны правила оказания услуг, экраны пользовательского интерфейса и функции клиентского сервиса — причем все это на одной странице.

Рис. 1. Карта пути клиента AirBnB показывает правила и функции клиентского сервиса в привязке к шагам

Возможно, в отличие от AirBnB, для вашего продукта актуальны не правила оказания услуг, а какие-то другие аспекты — вы можете отразить их в виде дорожек на карте. Например, вы можете показать ключевые действия, необходимые для перехода к следующему шагу, которые подскажет исследование клиентского опыта.

Хорошо все, что хорошо для вас. Главное избегать догадок, а опираться на факты и результаты исследований.

Карта пути клиента Spotify

Карта пути клиента Spotify делит клиентский опыт на отдельные клиентские профили и для каждого показывает пользовательский интерфейс для десктопной и мобильной версии приложения, болевые точки, мысли и действия. Обратите также внимание на ответвления для клиентов, которые пропускают аутентификацию.

Рис. 2. Карта пути клиента Spotify показывает экраны мобильного и десктопного приложения

Как приступить к работе с картой пути клиента

Начиная работать с картой пути клиента, сначала выбираем фокус: мы хотим показать текущее или будущее состояние? Затем решаем, кого мы рассматриваем в качестве клиента и документируем ситуации и/или цели, в которых заинтересован клиент.

Рис. 3. Практическое руководство Стефа Вальтера (Steph Walter) по изображению пути клиента с бесплатными шаблонами Miro/Figma templates

Теперь на верхнем уровне перечислите действия через которые должен пройти пользователь. Не нужно слишком уходить в детали – перечислите только ключевые действия, необходимые для перехода к следующему этапу. Добавьте мысли, чувства и эмоции пользователя.

В завершение, добавьте ключевые точки контакта пользователя с людьми, сервисами и инструментами. Протяните путь клиента через экраны мобильного и десктопного приложения. Включите идеи из других подходов, например, в части поддержки пользователей. Заполняйте карту шаг за шагом, пока не закончите.

Далее определите болевые точки и выделите их красными точками. При необходимости добавьте метрики, каналы и напоминания о том, что еще надо отобразить на карте. Прикрепите ссылки на цитаты, фото, видео, прототипы или слайды. В конце обдумайте как устранить болевые точки.

Бесплатные шаблоны карт пути клиента

Вам не придется изобретать колесо — ниже мы даем полезный стартовый набор шаблонов, которые позволят вам легко начать и продолжать двигаться в быстром темпе. Только не забудьте адаптировать шаблон под свой контекст, так как у каждого продукта своя специфика, зависимости и схема принятия решений.

Подведем итоги

Учтите, что путь клиента зачастую нелинеен, у него могут быть непредсказуемые точки входа, а интеграции часто может выходить за пределы финального этапа, показанного на карте. Именно в тот момент, когда происходит отклонение от идеального сценария, пользовательский интерфейс проходит настоящеее стресс-тестирование.

Поэтому подумайте о том, чтобы отразить на карте также и неуспешные точки контакта – сбои, сообщения об ошибках, конфликты, несовместимости, предупреждения, вопросы подключения и аутентификации, блокировку, недоступность сервиса и экстренные запросы на поддержку.

Напоследок рекомендуем как можно раньше ставить под сомнение свои предположения и субъективные оценки. Как только они попадают на карту пути клиента, они пускают корни и вскоре начинают восприниматься как непреложная истина, после чего их очень сложно поставить под сомнение или критиковать.

Желаем всем удачи с картами пути клиента!