На смену цифровой трансформации приходит адаптивность


Оригинал: Why adaptability is the new digital transformation
Автор: Николас Д. Эванс (Nicholas D. Evans)

Молодые компании с новыми подходами подрывают привычные устои бизнеса – это уже не исключение из правил, а норма. В таких условиях руководителям ИТ подразделений надо пересмотреть свой подход к цифровой трансформации и сделать выбор в пользу стратегий, предусматривающих адаптивность как составляющую каждодневных операций.

Последние десять лет в ИТ все вращалось вокруг цифровой трансформации. Под эгидой цифровой трансформации фокус ИТ-инициатив сместился на клиента – на человека, а не на технологии. Это было сделано для того, чтобы пересмотреть основные принципы работы и гарантировать, что бизнес будет поспевать за изменениями, справится с возникающими трудностями и сможет использовать любые возможности себе во благо.

Но проблема в том, что многие компании упражняются в трансформации годами, а некоторые больше десяти лет. Трансформация, которая по идее должна была позволить совершить рывок за два-три года, превратилась в бесконечный забег. Она стала просто обязательной платой за возможность ведения бизнеса, наряду с выдачей зарплаты или подачей налоговых деклараций.

Это прекрасно в теории, ведь цифровая трансформация и должна быть постоянным процессом, а не разовым мероприятием. Однако за последние 10 лет, пока мы шли по пути цифровой трансформации, мир поменялся. Сфере ИТ теперь нужен новый подход – тот, в котором во всех трансформационных процессах ключевую роль будет играть адаптивность. И вот почему.

Прорывные изменения – уже не исключение, а норма

Сегодня прорывные изменения (disruption) из единичных случаев стали регулярным явлением. Теперь организациям крайне важно уметь быстро реагировать на изменения любых аспектов операционной модели. Проводить преобразования постфактум уже недостаточно. Необходимо научиться меняться и реагировать на изменения, какую бы часть нашего бизнеса они ни затронули – стратегию, бизнес-модель, операционную модель, процессы, продукты, услуги.

Сейчас мы имеем дело не со всевозможными изменениями. Это не только цифровые стартапы, забирающие нашу долю рынка, но и политические, экономические, социальные, технологические, юридические и экологические факторы. У бизнеса больше нет стабильного состояния «работаем как обычно» 364 дней в году, нормой теперь стало состояние «работаем в условиях прорывных изменений». Поэтому компаниям необходимо возвести гибкость в принцип, встроить адаптивность в ежедневную работу.

Пример положительно эффекта адаптивности для бизнеса

Во время пандемии мы увидели, насколько важна адаптивность. Вместо двух состояний «открыто» и «закрыто» (речь о ресторанах, школах, магазинах, офисах и т.д.) организации реализовали множество режимов работы. Динамически переключаясь между ними, они смогли найти баланс между заботой о жизнях и о бизнесе. Тем самым они смогли продолжить предоставлять товаров и услуг и сохранили поток доходов.

И в частных компаниях, и в государственных организациях адаптивность способствует эффективной реализации миссии, позволяет улучшить обслуживание граждан, повысить операционную эффективность, сократить время реагирования и делать больше с меньшими затратами. Внедрив в организацию адаптивность, вы быстрее достигните своих целей, потратив время эффективно и в интересах всех заинтересованных сторон.

Способность быстро реагировать на происходящие изменения на основе заранее прописанных условий позволяет организации постоянно сохранять работоспособность, принося максимум пользы заинтересованным сторонам, без необходимости каждый раз перестраивать свою работу. Примером такой системы является принятая у военных США шкала готовности DEFCON.

Стратегия адаптивности может решить широкий спектр бизнес-задач

Как в бизнесе, так и в государственном секторе адаптивность можно применить ко множеству стратегических и операционных задач. Если вы являетесь ИТ-директором городского правительства, вы можете использовать адаптивность для достижения таких ключевых целей, как экономический рост, социокультурное разнообразие и инклюзивность, улучшение качества жизни, здоровье и благополучие, безопасность, экономичность, устойчивое развитие, мобильность и защита окружающей среды.

В качестве примеров, защитные сооружения от наводнений на Темзе обеспечивают безопасность и предотвращает ущерб; система адаптивного управления трафиком с использованием ИИ, видеокамер и интернета вещей повышает мобильность; цифровые двойники зданий и стадионов с передачей данных в режиме реального времени обеспечивают безопасность благодаря навигации служб первой помощи; решения для 3D-печати обеспечивают качество жизни в части доступности жилья.

Адаптивность – новая управленческая дисциплина

Устойчивое развитие (sustainability) и живучесть (resilience) являются зрелыми управленческими дисциплинами, поскольку разработка множества стратегий и решений на нацелена их реализацию. Что же касается адаптивности, то, за исключением аджайл-методологий и адаптации к изменениям климата, здесь мало что можно почерпнуть из существующего опыта. Вот почему я исследовал эту тему в своей работе «A Guide to Adaptive Government: Preparing for Disruption«.

Люди часто путают адаптивные и живучие системы, рассматривая их как взаимозаменяемые. Однако между этими двумя понятиями есть большая разница: адаптивная система способна перенастроить себя, чтобы оптимально работать в меняющихся условиях, в то время как живучая система в первую очередь должна быть способна восстанавливать или поддерживать неизменное состояние.

Кроме того, живучесть –это стратегия из области управления рисками, а адаптивность относится одновременно и к управлению рисками, и к инновационным стратегиям. В первую очередь за адаптивными системами стоит именно философия инноваций: изначально предполагается, что окружающая среда все время меняется и неизменного состояния просто не существует.

Погружаясь еще глубже в адаптивность как в управленческую дисциплину, мы можем обратиться за примерами к природе. Подобно тому, как хамелеон меняет цвет или как человеческое тело приспосабливается к физической нагрузке, бизнес может эффективно и гибко реагировать на изменения.

Физические и цифровые методы внедрения адаптивности

ИТ-директора – те люди, которые могут помочь своим организациям реализовать стратегию адаптивности, используя соответствующие физические и цифровые технологии.

Эра цифровой трансформации началась с так называемых технологий SMAC (social, mobile, analytics and cloud) – социальные сети, мобильные устройства, аналитика и облачные технологии. Следующее поколение технологий — искусственный интеллект и машинное обучение (AI/ML), дополненная и виртуальная реальность (AR/VR), блокчейн, цифровые двойники, квантовые вычисления, интернет вещей (IoT), периферийные вычисления и метавселенная. Именно они способствуют наступлению новой эры адаптивности как в бизнесе, так и в государственных структурах.

Например, город может стать более адаптивным за счет использования «гибких пространств» на основе таких технологий, как временные точки продаж или программное управление дорогами и обочинами. Эти стратегии и лежащие в их основе технологии позволят городу давать жителям больше при меньших затратах, задействовать уже имеющуюся инфраструктуру и более гибко реагировать на меняющиеся потребности жителей.

Конечно, адаптивность не способна предусмотреть все внеплановые ситуации. Но она поможет вашей организации справляться с широким спектром экстремальных условий, постоянно возникающих в бизнесе. Это высвободит время и ресурсы для решения по-настоящему серьезных проблем, которые невозможно предвидеть заранее.

В то время как ваши конкуренты ездят на машине с механикой и одной передачей, в ваших руках будет коробка-автомат с шестью передачами. Любые препятствия на дороге вы преодолеете с легкостью. Настало время попрощаться с цифровой трансформацией и поприветствовать адаптивное предприятие.

Обсудить