Оригинал: Evolving From Digital Transformation To Intelligence Transformation
Автор: Ричи Этвару (Richie Etwaru)
Бизнес постоянно осваивает новые технологии. Электричество, двигатель внутреннего сгорания, конвейерное производство, интернет – конкурентная природа рынка вызывает движение капитала, заставляющее бизнес осваивать новые технологии под угрозой отставания. Чтобы освоить новые технологии, топ-менеджменту необходимо найти оптимальный баланс между сохранением имеющихся преимуществ и готовностью к изменениям. Когда этот баланс найден, компания приступает к трансформации.
До пандемии ожидалось, что цифровая трансформация занимает три-пять лет. Сегодня ожидания сократились до двух-трех лет. Помимо ускорения, мы наблюдаем новую тенденцию: интеллектуальная трансформации. Как и любая трансформация, она требует баланса между сохранением имеющихся преимуществ и готовностью к изменениям, требующим инвестиций.
Интеллектуальная трансформация – это та же цифровая трансформация, но на базе искусственного интеллекта?
Не совсем. Несомненно, цифровая трансформация использует технологии для трансформации бизнеса, но трансформация бизнеса с помощью ИИ кое в чем отличается. Например, для цифровой трансформации данные являются выходом, а для интеллектуальной – входом. Цифровая трансформация чаще всего нацелена на улучшение имеющегося, а интеллектуальная – на создание нового. Возможности переосмысления бизнеса в интеллектуальной трансформации гораздо шире, чем в цифровой.
По сравнению с цифровой трансформацией, интеллектуальная трансформация оказывает большее влияние на бизнес. Чтобы в ней преуспеть, топ-менеджменту следует глубже переосмыслить бизнес-модель, активнее стремиться к партнерству и сократить цикл пересмотра стратегии.
1. Глубокое переосмысление бизнес-модели
Каждая новая волна технологий открывает новые возможности для трансформации бизнес-моделей. Но ИИ обладает особенностью, которая отличает его от предшествующих волн: он усиливает эффект от предыдущих технологических достижений. ИИ помогает в разработке программного обеспечения и микросхем, в производственных процессах, прикладной математике, а с недавним появлением больших языковых моделей – и в создании текстов.
Эта способность ИИ дополнять предшествующие технологии приведет к беспрецедентным изменениям в таких фундаментальных сферах, как образование, управление рисками, рынок труда, правовое регулирование и даже личные взаимоотношения. Масштаб изменений, которые запускает ИИ, дает компаниям возможность кардинально изменить свои бизнес-модели.
Победители предыдущих волн трансформации, такие как GE, Toyota, Netflix, Google, Amazon и Uber, сумели переосмыслить свои бизнес-модели прежде, чем инициировать изменения. Сегодня ИИ открывает уникальное окно возможностей для еще более глубокой трансформации бизнес-модели. Одновременно меняется множество правил игры, и интеллектуальная трансформация вовлечет в изменение бизнес-моделей больше бизнесов, чем цифровая трансформация.
2. Активное стремление к партнерству
ИИ требует данных – много данных. И чем больше у компании данных, которые можно использовать для обучения ИИ, тем больше у нее шансов извлечь выгоду для бизнеса. Но у большинства компаний недостаточно собственных данных для обучения ИИ, поэтому они будут искать партнеров, у которых такие данные есть. Такое партнерство повысит вероятность совершить интеллектуальный рывок для обеих сторон.
Топ-менеджменту стоит задуматься о том, какие данные можно объединить в рамках партнерства. При объединении однотипных наборов данных возможности ИИ растут пропорционально их объему. Однако, если объединить разноплановые данные, эффект может быть намного больше. Поэтому компания, сотрудничающая с организациями, чьи данные лежат в других измерениях, получит гораздо больший прирост возможностей ИИ по сравнению с теми, кто объединяется с привычными партнерами.
3. Сокращение цикла пересмотра стратегий
ИИ развивается и видоизменяется. Модели становятся мощнее, их диапазон и спектр применений расширяются с головокружительной скоростью. Мы находимся в начале экспоненциального роста ИИ. Полный потенциал используемых сейчас моделей до конца еще не ясен. Объем данных, которые используются для обучения ИИ – это лишь капля в океане информации, которую мы создаем, а специализированные чипы для ИИ только начали развиваться. В ближайшие два года можно ожидать экспоненциального роста ИИ, более стремительного, чем у цифровых технологий в последние 10 лет.
Топ-менеджменту следует сократить интервалы времени между корректировками стратегии интеллектуальной трансформации. Если в цифровой трансформации стратегия могла корректироваться раз в полгода, то для интеллектуальной трансформации может потребоваться пересматривать стратегию ежеквартально, а в первые годы – даже ежемесячно. В дополнение к заряженности на успех и готовности к переменам теперь потребуется смелость совершить крутой поворот.
Выводы
По сравнению с цифровой трансформацией интеллектуальная трансформация требует более глубокого переосмысления бизнес-модели, большего стремления к партнерству и более частого пересмотра стратегий. Этот перечень не исчерпывающий – по мере того, как все мы учимся, будут появляться новые нюансы – но одна тенденция очевидна: компании 20 века должны эволюционировать в организмы 21 века. Бизнес должен вести себя скорее не как организация, а как организм, для которого нормой является регулярный и частый пересмотр взглядов на самого себя, при соблюдении организационных принципов.
Обсудить