Какие навыки нужны для успеха BPM-проекта?


Оригинал: What Skills are Needed for BPM Success?

Авторы:

  • Грег Рок, Редактор и основатель, DBizInstitute.org, BPMInstitute.org & BAInstitute.org. С 25 годами опыта по созданию профессиональных сообществ, Грег Рок признан в качестве лидера в проведении профессиональных тренингов и обучения, жизненно необходимых для инициатив процессной трансформации бизнеса. Его работа была признана журналами Wall Street Journal, Fortune Magazine, Financial Times, CIO Magazin.
  • Андрей Спаний, Faculty Member, DBizInstitute.org and Managing Director, Spanyi International. Деятельность Андрея Спания в области управления бизнес-процессами и операционному лидерству признана на международном уровне. Он является автором трех книг, более 50 статей и признанным ведущим спикером. Он делал доклады и проводил сессии во многих странах по всему миру и опубликовал статьи более, чем в 10 журналах. Автор книги «BPM Is A Team Sport».

Один из наиболее часто задаваемых вопросов в области BPM — какие навыки нужны для успеха BPM-проекта? Всем понятно, что важно уметь моделировать, но помимо навыков и умений, требуется определенный образ мышления.

Ранее в 2013 году компания Gartner определила 15 навыков, критически важных для успеха BPM-проекта. Как показано в таблице 1, они сгруппировали навыки по трем типам компетенций: трансформационные, операционные и технические.

15 главных навыков BPM
Трансформационные Операционные Технические
Умение готовить бизнес-обоснование и наличие видения Выявление бизнес-процессов Архитектура и дизайн решения
Управление проектами Моделирование, анализ и проектирование бизнес-процессов Знание программного обеспечения BPM
Знание организационной структуры и корпоративной культуры Регулирование и организация процессной работы Разработка приложений от модели и по аджайлу
Коммуникации Управление эффективностью процессов Имитационное моделирование и оптимизация процессов
Методы управления изменениями Подбор инструментов, поддерживающих методологию BPM Проектирование взаимодействия с пользователями

Таблица 1. Наиболее важные навыки в области BPM.

Фреймворк, представленный в таблице 1, конечно полезен, но стоит рассмотреть и другие подходы, основанные на ключевых областях практики и на ключевой деятельности, необходимой для успеха BPM-проекта.

Как было показано в статье «Итак, что же такое BPM?», BPM – это управленческая дисциплина, используемая для улучшения и управления бизнес-процессами, и она включает применение таких навыков, как: выявление процессов, картирование процессов, метрики, ключевые показатели эффективности, взаимодействие в команде, принятие решений и мониторинг процессов.

Чтобы быть успешным в использовании дисциплины BPM, необходимо стать знатоком в следующих практических областях:

  • Ориентация процессов на стратегию компании
  • Выявление и моделирование процессов
  • Измерение процессов
  • Выполнение анализа процессов и бенчмаркинга
  • Разработка политик и правил
  • Усовершенствование процессов
  • Управление изменениями корпоративной культуры
  • Управление принятием решений
  • Внедрение новых технологий

Набор навыков, необходимых для успеха в этих практических областях деятельности, включает:

  1. Системное мышление
  2. Выявление процессов
  3. Моделирование процессов
  4. Навыки фасилитации
  5. Измерение показателей процессов
  6. Анализ процессов
  7. Проектирование процессов
  8. Управление бизнес-правилами и принятием решений
  9. Регулирование и организация центра компетенции BPM
  10. Управление проектами
  11. Технологические навыки (сбор требований, проектирование взаимодействия с пользователем, оптимизация и имитационное моделирование)

Траектория обучения, выработанная BPMInstitute, и полный набор курсов по BPM свидетельствуют об опыте BPMInstitute в этих ключевых областях.

Указанные выше практические области также задают структуру сертификационного экзамена. Чтобы пройти тестирование, кандидаты должны иметь необходимые навыки в области BPM. Сертификационный экзамен проверяет знания в шести областях, которые BPMInstitute рассматривает как необходимые. При этом некоторые навыки для сертификации более важны, чем другие. Акцент на этих областях делается за счет большего числа вопросов. Ниже представлено среднее количество вопросов экзамена в процентном отношении:

  1. Концептуальные вопросы — 15%
  2. Моделирование процессов — 20%
  3. Улучшение процессов (анализ и проектирование) — 15%
  4. Измерение процессов — 15%
  5. Процессный технологии (BPMN, BPMS) — 20%
  6. Процессо-ориентированная организация (роли, организация процессного управления) — 15%

Еще одна идея, заслуживающая рассмотрения — проверять навыки, которые потребуются в течении всего цикла выполнения BPM-проекта. Более 10 лет назад доктор Майкл Хаммер в своей статье «Суперэффективная компания» (HBR, 2001) популяризовал фразу «думай глобально, начинай с малого, работай быстро» в качестве неписанной формулы успеха в реинжиниринге бизнес-процессов. Для использования этого принципа на практике профессионалам BPM необходимо выбирать наиболее подходящие бизнес-процессы путем проведения диагностики организации, эффективно выделять проекты BPM, измерять и анализировать текущую эффективность, перепроектировать бизнес-процессы, внедрять изменения и создавать благоприятную среду для управления процессами.

Если рассматривать практику с точки зрения навыков, необходимых для BPM, то становятся понятнее набор ключевых компетенций и частота их проверки. Это нисколько не умаляет перечень навыков, представленных в таблице 1, это просто другой взгляд на то же самое. В таблице 2 представлены 16 критически важных навыков, некоторые из которых уже упоминались выше.

Область деятельности Критические навыки
Анализ организации в целом
  • Моделирование процессов верхнего уровня
  • Управление принятием решений
  • Управление организационными изменениями
Управление проектом BPM
  • Моделирование процессов
  • Управление проектами
  • Управление эффективность
  • Фасилитация
Анализ процессов «как есть»
  • Моделирование процессов
  • Фасилитация
  • Сбор и анализ данных
  • Моделирование и анализ пользовательского опыта
  • Методологии и подходы BPM
  • Управление бизнес-процессами
Проектирование процессов «как должно быть»
  • Бенчмаркинг
  • Фасилитация
  • Использование принципов проектирования
  • Определение ролей и ответственности
  • Изменение показателей
  • Разработка плана внедрения
Внедрение
  • Оценка готовности
  • Сбор требований
  • Управление проектом
  • Управление изменениями
Управление процессами
  • Организация работы с процессами
  • Управление эффективностью
  • Управление принятием решений и политиками

Таблица 2. Критические важные навыки BPM

В то время как многие организации вкладывают деньги в тренинги по моделированию бизнес-процессов для своих сотрудников, следовало бы уделять больше внимание другим навыкам, таким как управление изменениями, фасилитация, анализ клиентского опыта, бенчмаркинг и регулирование процессной работы.

BPMInstitute.org предлагает широкую линейку тренингов, которые покрывают большую часть навыков, необходимых для успеха BPM. Кроме того, на этих тренингах раскрывается множество подводных камней. Они показаны в таблице 3 ниже.

Анализ организации Моделирование Анализ бизнес-процессов Проектирование Внедрение Управление
  • Считать, что выявление процессов – это только моделирование и нотации
  • Начинать моделирование с уровня потока работ
  • Не суметь сформировать процессную архитектуру
  • Игнорировать степень готовности организации
  • Недостаток квалифицированных бизнес-аналитиков
  • Недостаток квалифицированных консультантов
  • Недостаточное вовлечение бизнес-пользователей
  • Описание процессов ради описания
  • Неудача в формировании единого понимания
  • Слишком медленно и слишком долго
  • Выявление слишком общих проблем
  • Отсутствие системности в приоритизации и анализе эффекта
  • Преждевременный переход от анализа к проектированию
  • Недостаток видения
  • Фокусировка только на технических аспектах
  • Учиет мнения только нескольких членов команды
  • Слишком раннее декларирование победы
  • Отсутствие внимание к внедрению
  • Нехватка лидерства и командной работы
  • Не доведено понимание срочности
  • Неспособность оценить готовность организации к изменениям
  • Концентрация на технических решениях
  • Упущенные возможности быстрых побед
  • Замедленная реакция на возникшие проблемы
  • Излишняя доверчивость
  • Слишком технический и узкий взгляд на процессы
  • Неумение измерять показатели, важные для клиентов
  • Фокусировка на инструментах вместо результатата
  • Недостаточно коммуникаций
  • Недостаточное внимание к непрерывному совершенствованию процессов

Таблица 3. Подводные камни, которых следует избегать в ходе проекта BPM

Изучение перечня подводных камней показывает, что для успеха BPM важны и квалификация, и отношение к делу. Постоянный фокус на потребителе и внимание к человеческому аспекту изменений – только два из многих критических факторов.

Также заслуживает внимания управление изменением процессов. В этой области BPM-профессионалы могут указать на следующие важные моменты:

  • Взгляд на бизнес «снаружи-внутрь», с точки зрения клиентов, наряду с взглядом «изнутри-наружу»
  • Увязка программ со стратегическими аспектами (такими, как доля рынка, темп роста, удовлетворенность потребителей, сокращение затрат и т.д.)
  • Учет как фактов, так и мнений
  • Использование простых, увлекательных визуальных материалов

Успех в проекте BPM это вопрос компетенций. Наращиваение компетенций подразумевает и демонстрацию финансовой эффективности BPM, и постепенное смещение внимание менеджмента на управление бизнесом на основе процессов. Обращали ли вы внимание, что навыки и успех в BPM связаны с улучшением взаимодействия между структурными подразделениями?

В заключение, мы призываем читателей воспользоваться сервисом самооценки компетенций в области BPM. Этот сервис может помочь оценить уровень компетенции как индивидов, так и вашей команды BPM.