B(P)M или (BP)M


Оригинал: Is this where you want to be?
Автор: Karl Walter Keirstead

Подсказка для бизнес-консультантов и менеджеров, использующих аббревиатуру BPM (Business Process Management, управление бизнес-процессами) —

Выясняется, что есть две разновидности BPM:

  • B(P)M — управление бизнесом, при котором выполняется оркестровка шаблонов процессов, шаблонов фрагментов процессов, пользователей, программного обеспечения и компьютеров, и
  • (BP)M — управление посредством бизнес-процессов.

На этом сходство заканчивается.

Акцент на B(P)M означает, что вы намерены использовать BPM для фоновой координации потока работ в рамках «дел» (кейсов), повышая тем самым экономичность и результативность (efficiency and effectiveness).

(BP)M чересчур сильно фокусируется на процессах — вы повышаете экономичность, но лишь в минимальной степени, если речь не идет о сквозных процессах.

Если это принимается и если дело касается ваших клиентов, то, очевидно, вы предпочтете оказаться на стороне B(P)M.

Переход от (BP)M к B(P)M потребует перестройки мышления, и вот некоторые подсказки и приемы:

Большинство консультантов по (BP)M отталкивается от сквозных «от и до» процессов. Схему сквозного процесса легко реализовать в виде компьютерного приложения. У вас есть одна стартовая задача и одна завершающая (например, «перерезать ленточку»). Цель — добраться до завершающей задачи. Схема процесса дает ответы на вопросы: что, почему, кто, а также, в некоторой степени — где и когда.

B(P)M устроен по-другому.

Масса клиентов сегодня нуждается в поддержке «управления процессами», не ограничивающейся сквозными процессами. Сегодня нам приходится иметь дело с «фрагментами процессов», которые нанизываются друг на друга, проходя через сотрудников, программное обеспечение и машины. У фрагментов нет плановых целей.

В рамках B(P)M цели являются атрибутом «дела» — пациента, страхового требования, вертолета, проходящего техническое обслуживание.

Фрагменты процессов следуют традиции что, почему, кто, где и когда, но только здесь добавляются воздействия, не предусмотренные заранее. Задачи в рамках «дела» комбинируются, производя структурированные и неструктурированные воздействия — таким образом достигается гибкость управления процессами (а точнее, кейс-менеджмента), а также добавляется вариабельность в части где и когда.

В случае B(P)M «ленточка перерезается», когда менеджер закрывает дело — только так!

Когда и если вы перейдете на B(P)M, вашей унаследованной BPMS понадобится серьезная операция.

В соответствии со сказанным выше, ваша новая BPMS должна быть способна воспринимать любые сочетания структурированных и неструктурированных вмешательств в ход «дела». К счастью, как только вы поймете, что процесс из одного шага по-прежнему остается процессом, вы легко адаптируетесь — при условии, что в вашей BPMS наличествует функциональность потоков работ.

Некоторую сложность представляет бесшовная стыковка фрагментов процесса.

Вы больше не можете полагаться на логику последовательности задач, которое проведет вас вдоль всего процесса — теперь каждому фрагмент процесса соответствует набор бизнес-правил, который запускается в качестве первой задачи и докладывает «ОК, начинаем работу» или «отставить, не начинаем работу».

В B(P)M задачи часто активируются данными.

При этом всегда предоставляется возможность ручного вмешательства в ход «дела» пользователем или менеджером — например, пропустить задачу. С некоторым риском/опасностью для всех заинтересованных сторон…

Здесь стоит пояснить, что значит «активируются данными».

В то время, как в случае сквозного «от и до» процесса и традиционных BPMS потоки данных следуют по тому же пути, что и процесс, в случае «дела» набор бизнес-правил фрагмента процесса может обращаться к любым данным, включая не относящиеся к данному конкретному «делу».

Наборы правил в B(P)M встречаются повсюду — перед задачей, в задаче, после задачи. Их можно найти в развилках, они также часто используются для предотвращения зацикливания.

Наконец, вашей BPMS потребуются RALB и FOMM.

Вы не сможете управлять «делами» как положено без RALB (Resource Allocation, Leveling and Balancing — распределение ресурсов, выравнивание и балансировка). Без RALB вы не справитесь с управлением нагрузкой, как только выйдете за рамки потоков работ умеренной сложности.

Что касается FOMM (Figure of Merit Matrices — матрицы показателей полезности), вы не добьетесь единообразного управления «делами», если у менеджера не будет возможности получить «альтернативное мнение» от FOMM. Ценность FOMM в том, что он позволяет избавиться от субъективного принятия решений.

Обсудить в нашей группе в фейсбуке >>

Также по теме