Определение бизнес-процесса, версия OMG


Оригинал: In OMG’s OCEB Certification Program,  What is the Definition of Business Process?
Автор: Джон Сигел (Jon Siegel), вице-президент, Object Management Group

Каждый, кто начинает заниматься BPM, изучать спецификации и книги, участвовать в презентациях и конференциях, довольно быстро обнаруживает, что в отрасли нет единого согласованного определения бизнес-процесса. Существует множество определений, каждое из которых рассматривает предметную область со своей особой точки зрения и исходя из собственного набора приоритетов. Дело не в том, что одно определение «правильное», а другое «неправильное» — каждое полезно в своем контексте, и чтобы извлечь из источника максимум пользы, профессионал концентрируется на содержимом, а не критикует частности определения. Дело в том, что различные углы зрения требуют разных определений: точное, формальное определение, уместное в спецификации, не очень подойдет для книги или аналитического материала.

Цель нашей программы OCEB (OMG-Certified Expert in BPM) — сертифицировать профессионалов, обладающих знаниями и навыками как глубокими, так и обширными, причем в возрастающей степени по мере продвижения по лестнице от базового уровня Fundamental к продвинутому Advanced. Нам трудно было бы достичь этой цели, если бы мы положили в основу экзаменов одно-единственное узкое определение бизнес-процесса. Опытный профессионал обязан быть знакомым с множеством определений бизнес-процессов и легко адаптироваться к изменениям определения при смене контекста. Мы в OCEB пришли к следующему: вместо единственного определения в каждом экзаменационном вопросе, затрагивающем эту тему, мы даем информацию, которая исключает неоднозначность контекста и области применения. Профессионал, обладающий знаниями и опытом, соответствующими определенному уровню сертификации, должен свободно оперировать во всем диапазоне типов процессов, затрагиваемых экзаменами OCEB.

В качестве примера приведем несколько определений, используемых в нашей отрасли:

  • Раммлер и Брэйч (Geary A. Rummler, Alan P. Brache, «Improving Performance: How to Manage the White Space in the Organization Chart») некогда объявили, что бизнес-процесс — это «последовательность шагов, которые бизнес выполняет для производства продукции или услуги». Если процесс пересекает границы отделов, он является кросс-функциональным. Если продукт предназначен для внешнего клиента, это основной процесс, в противном случае это процесс вспомогательный. Это хорошее определение для начала, но оно слишком всеобъемлюще — чтобы оно было полезным, следует уточнить контекст.
  • Мартин Ульд (Martyn A. Ould, «Business Process Management: A Rigorous Approach») определяет процесс как «взаимосвязанный набор действий, осуществляемых в сотрудничестве группой людей для достижения цели», при этом «нарезание» деятельности организации на процессы должно определяться пониманием бизнеса, в котором организация находится. Ульд завершает свое определение перечислением семи ситуаций, в которых необходимо идентифицировать процессы и разбираться с ними — от поддержки моделирования и анализа бизнес-мотивации до управления потоками работ и программ повышения эффективности процессов.
  • Полезное определение приведено в документе Workflow Management Coalition «Terminology & Glossary» — в нем говорится, что бизнес-процесс представляет собой «набор из одной или нескольких связанных процедур или действий, которые совместно выполняют бизнес-задачу или достигают заданной политикой компании цели, обычно в контексте организационной структуры, определяющей функциональные роли и отношения». Далее авторы приводят ряд рекомендаций по использованию, обращая внимание на границы процесса, стартовое событие, результат, взаимодействие, и указывают (в отличие от определения Смита и Фингара ниже), что продолжительность процесса может варьироваться в широких пределах и что действия в рамках процесса могут выполняться как вручную, так и автоматически.
  • Смит и Фингар (Howard Smith, Peter Fingar, «Business Process Management: The Third Wave») пишут, что бизнес-процесс — это «полный и динамически координируемый набор совместных действий и транзакций, приносящих пользу клиентам». Далее, они характеризуют процессы как «большие, сложные, динамические, распространяющиеся широко и пересекающие организационные границы, длительные, автоматизированные» и так далее. Последний пункт в их списке «с трудом визуализируемые» демонстрирует уклон в сторону пока еще не выявленных процессов «как есть», но мы уверены, что авторы не имели в виду оставить за рамками своего определения хорошо документированные, зрелые процессы. Хотя по сравнению с другими определениями это более ограничительно, Смит и Фингар делают из него множество ценных выводов.
  • Определение, используемое в спецификации OMG «Business Motivation Model», пожалуй, наименее ограничительно. В нем говорится следующее: «Бизнес-процессы реализуют направления действий. Направления действий выбираются, чтобы обеспечить продвижение предприятия к одной или нескольким своих целей.» Сюда входит не только обычный циклический процесс (например, прием и выполнение заказа), но также хорошо определенный процесс, который выполняется всего один раз. Например, если предприятие решило повысить уровень зрелости своего процесса по шкале BPMM с уровня 3 до уровня 4, то согласно данному определению, выполнение соответствующих шагов будет являться бизнес-процессом. Подробности и формальное определением бизнес-процесса спецификация BMM предлагает искать где-либо еще.

Мы надеемся, вы прочли эту статью не для того, чтобы найти официальное и окончательное значение термина «бизнес-процесс». Менее искушенный человек скажет, что такой поиск обречен на неудачу, но мы предпочитаем характеризовать его как некорректный. С бизнес-процессами связано множество различных действий, и в каждом случае рамки определяются поставленными целями и задачами: вы занимаетесь моделированием, анализом, совершенствованием, описанием или чем-то еще? Рамки определения, подходящие для одного действия, окажутся тесны для другого. Знакомство с термином «бизнес-процесс» и его использованием в литературе будет полезным для прохождения экзамена в рамках сертификации OCEB, а также к дискуссиям и работе в проектах, в которых вы примете участие как практикующий специалист в области BPM.

Обсудить в нашей группе в фейсбуке >>

Также по теме