Отчет BPTrends о состоянии отрасли BPM, 2020


Оригинал: The State of Business Process Management 2020
Авторы: Пол Хармон (Paul Harmon), BPTrends; Хорхе Гарсия (Jorge Garcia), Technology Evaluation Centers (TEC)

Отчет 2020 года обобщает информацию, полученную от 129 участников опроса BPTrends осенью 2019 года. Респонденты представляют широкий круг менеджеров, консультантов, специалистов-практиков и бизнес-аналитиков — заинтересованных в BPM людей и организаций по всему миру. Следует иметь в виду, что большинство респондентов являются читателями BPTrends.com и поэтому, вероятно, заинтересованы в бизнес-процессах больше, чем среднестатистический менеджер, технический специалист или сотрудник.

Управление бизнес-процессами (BPM) находится в топе бизнес-тем с 2003 года. Большинство рассматривает BPM как логическое продолжение предшествующего интереса к бизнес-процессам, возникшего в 80-х годах и достигшего кульминации в середине 90-х годов в виде методологии шесть сигм, реинжиниринга бизнес-процессов, документооборота и ERP. Современные дискуссии вокруг BPM добавляют к этим обширным корням ряд новых подходов, что делает выработку четкого определения затруднительным. Как и любая фраза, составленная из знакомых слов и употребляемая множеством разных людей и групп внутри бизнес-сообщества, словосочетание «управление бизнес-процессами» для разных людей означает разные вещи. Мы вряд ли способны добиться единого мнения относительно столь разнообразной и быстро меняющейся практики, но по крайней мере мы можем выяснить, какие трактовки термина BPM существуют и какие цели преследуют различные группы, использующие этот термин. Чтобы свести путаницу к минимуму, мы подготовили вопросы с несколькими вариантами ответов и постарались дать исчерпывающие объяснения, чтобы все четко поняли варианты ответа. Мы надеемся, что на основе данных опроса профессиональное сообщество сможет судить о современных направлениях развития BPM.

Резюме для руководителей

BPTrends начал проводить свои опросы в 2005 году и с тех пор проводит его раз в два года. По некоторым вопросам накопились данные за многие годы, другие — новые, отражающие последние инновации. В этом году мы добавили новый раздел и приглашенного редактора Хорхе Гарсиа, чтобы собрать информацию о программном обеспечении BPM и поделиться своими соображениями по этой составляющей рынка BPM. Также мы добавили раздел, в котором попросили нескольких лидеров мнений рассказать о том, как они видят развитие рынка BPM в ближайшие несколько лет.

В этом году в опросе приняли участие 129 человек. Они представляют весь мир, но в основном Северную Америку и Европу. Они представляют организации всех масштабов и отраслей; особенно широко в этом году были представлены финансы, здравоохранение и госуправление.

В 2018 году мы представили цифры, показывающие, что рынок BPM прогрессирует, переживая взлеты и падения. Время от времени что-то становится популярным, и кажется, что топы заново открывают для себя важность процесса. В течение нескольких лет проходят конференции, печатаются статьи во всех журналах, и мы видим значительный прогресс. Затем появляются новые приоритеты, и в процессной работе энтузиазм сменяется затишьем. Потом проходит время, и новый подход к процессной работе вызывает новый всплеск энтузиазма корпоративного мира. В начале восьмидесятых это были шесть сигм, в начале девяностых — реинжиниринг бизнес-процессов, затем ERP, а в начале нулевых — BPM и BPMS.

Энтузиазм по поводу процессной работы в нулевых был в основном связан с программным обеспечением, которое использовало XML, чтобы увязывать друг с другом существующие прикладные системы и управлять ими посредством процессов. Одновременно программные продукты класса BPMS интегрировали модели потоков процессов, модели поддержки бизнес-правил / решений и процессную аналитику, чтобы предоставить более полный и интегрированный взгляд на бизнес-процессы. Софтверные компании стимулировали интерес к программному обеспечению с помощью денег, которые они тратили на конференции и статьи в журналах. В итоге программные продукты в полном объеме обещания поставщиков не оправдали, но все же многие компании добились значительных успехов в управлении процессами, связав унаследованные и новые приложения в более крупные процессы и отслеживая их с помощью графических моделей. Большинство ERP реализовали эту технологию и в результате стали более гибкими и интегрированными.

Одновременно с этим, в первом десятилетии этого столетия были внедрены процессные технологии, позволившие значительно улучшить методы работы организации с бизнес-процессами. OMG и другие организации по стандартизации ввели ряд новых стандартов процесса. Разработанная OMG стандартная нотация моделирования BPMN стала популярной во всем мире. Отраслевые группы разработали стандартные архитектуры процессов, и это повысило эффективность отраслевой координации. Тут уместно вспомнить модель SCOR, используемой в крупных цепях поставок, и архитектуру eTOM, используемую всеми крупными телекоммуникационными компаниями. Популярные отраслевые архитектуры предоставляют также софтверные компании, например IBM. Компании, использующие методологии шести сигм и бережливого производства, разработали методологии, связавшие популярные подходы к проектированию процессов «сверху вниз» с их непрерывным совершенствованием.

За эти же десятилетия многие университеты ввели BPM в свои программы, и стало возможным получить степень магистра или доктора наук в управлении процессами. Часть программ BPM оказались в бизнес-школах, другие стали частью ИТ-обучения. В любом случае, они обеспечат постоянный приток процессных исследований и экспертизы в ближайшем будущем. В последние годы комбинирование искусственного интеллекта и BPM привело к появлению технологий автоматического выявления процессов (Process Mining) и процессной роботизации (RPA). В распоряжении компаний, работающих над совершенствованием или кардинальным изменением бизнес-процессов, сегодня имеется широкий спектр инструментов, которых не было в 2003 году, когда BPTrends начал изучать рынок.

Одновременно интернет и распространение ноутбуков, цифровых помощников и смартфонов произвело революцию во многих отраслях. Достаточно вспомнить, как изменились за последние два десятилетия издательское дело, музыкальная индустрия и розничные продажи. Технологические предприниматели создали новые, ориентированные на интернет бизнес-модели и произвели революцию в работе организаций. Вместо продавцов покупатели сами заказывают товары через вебсайт, а грузовики их доставляют. Те, кто разрабатывал эти новые бизнес-модели и революционизировал свои отрасли, делали ставку на модели процессов, и благодаря им стал популярен термин «цифровая трансформация», недавно пришедший на смену термину «процесс» для обозначения реорганизации способа ведения бизнеса.

Но несмотря на все произошедшие изменения и несмотря на продолжающуюся в большинстве организаций процессную работу, сегодня мы находимся в фазе затишья, в ожидании новой большой идеи, которая вызовет новый виток энтузиазма в отношении процессной работы. Это не отменяет того, что многие организации продолжают работать над улучшением бизнес-процессов. Мы наблюдаем некоторый рост и заметный энтузиазм по поводу крупных проектов перепроектирования процессов. Но в целом представляется, что рынок не растет так быстро, как в начале нулевых, когда все верили, что BPM является действительно важной инновацией. По мере снижения энтузиазма в отношении BPM аналитики, которые постоянно обязаны проявлять энтузиазм по поводу следующей большой идеи, стали больше говорить о цифровой трансформации, которая во многом является синонимом крупных проектов реструктуризации бизнес-процессов с упором на ИТ и автоматизацию.

Когда раскручивается очередной раунд интереса к процессам, поддержка процессных инициатив растет, но затем, когда общий интерес снижается, внимание руководства, столь важное для серьезной работы над процессами, рассеивается. Конечно, есть и исключения из этого правила: некоторые компании из года в год продолжают работать над улучшением своих процессов. Большинство, однако, такой энтузиазм не разделяет: когда процессы входят в моду, они запускают новые инициативы и стремятся стать более процессно-ориентированными, но когда наступает затишье, эти инициативы оказываются заброшены, и процессная работа возлагается на руководителей подразделений, которые концентрируются на локальных улучшениях.

BPTrends отслеживает рост и падения интереса к управлению бизнес-процессами. Наши данные показывают, что интерес в мире к процессам в настоящее время больше, чем в 2005 году, но бурного роста не наблюдается. Программные продукты BPMS стали общеупотребительными, но не произвели революции, которой от них ожидали. Фактически сейчас мы ждем, что придет новая волна энтузиазма и поднимет интерес к процессной работе на новый уровень. Из комментариев отраслевых лидеров мнений, у которых мы поинтересовались, чего можно ожидать в ближайшем будущем, вы увидите, что некоторые из них уже наблюдают признаки нового энтузиазма, основанного либо на искусственном интеллекте, либо на автоматическом выявлении процессов, в то время как другие полагают, что текущий период простоя еще продлится.

Мы уверены, конечно, что в долгосрочной перспективе новые технологические инициативы будут развиваться и процветать. Мир по-прежнему проходит через серьезные изменения в технологиях и во взаимоотношениях людей и организаций. Это неизбежно приводит к постоянным изменениям в бизнесе, что в свою очередь, требует изменений в том, как организации ведут свои дела. Новые методы и виды деятельности должны быть освоены, внедрены и интегрированы с существующими. Как обычно, лидеры отрасли занимают свои позиции благодаря тому, что они понимают как интегрировать свою деятельность и как управлять текущими процессами таким образом, чтобы клиентам понравился результат.

Подобно тому, как одни организации превосходят другие в реализации процессов, существуют различия и между регионами. Исторически сложилось так, что большинство передовых процессов появилось в Европе и в Северной Америке, где располагалось большинство крупных организаций. Но начиная с восьмидесятых годов, когда некоторые японские корпорации (например, Toyota) стали доминировать в определенных отраслях, мы увидели исходящие от них крупные нововведения (шесть сигм и бережливое производство). Сегодня Китай быстро проходит через промышленную революцию. До сегодняшнего дня он извлекал преимущество прежде всего из недорогой рабочей силы, но поскольку другие страны, такие как Индия и страны Юго-Восточной Азии, тоже стремятся использовать этот козырь, можно ожидать, что Китай переключится на высокие технологии, внедрит инновации и вскоре создаст новые разработки в области автоматизации и управления персоналом. Аналогичным образом, Саудовская Аравия в настоящее время продает нефтяные акции и будет инвестировать полученные деньги в новые предприятия, которые станут источником будущего богатства. Например, они энергично инвестируют в здравоохранение и вскоре могут стать новым образцом совершенствования процессов.

Состояние отрасли BPM в целом

В некоторых компаниях по-прежнему с энтузиазмом относятся к процессной работе, в большинстве же выполняется только необходимая часть процессной работы и отсутствует четкая направленность, а в остальных процессная работа упала до нуля, и они сфокусировались на чем-то другом. Основные результаты опроса BPTrends этого года:

  • Около 50% респондентов представляют организации, направляющие на процессную работу серьезные, стратегические или по крайней мере значительные усилия. Этот показатель за последние несколько лет не изменился.
  • Около 35% респондентов представляют организации, выполняющие ограниченное число проектов масштаба подразделений среднего и низшего уровней. Почти столько же респондентов — 36% — работает над десятью или более проектами по улучшению процессов.
  • Около 40% организаций сосредоточены на крупных проектах по перепроектированию процессов. 60% организаций работают над одним или несколькими трансформационными проектами.
  • Как и раньше, в большинстве организаций (62%) смоделировано до 25% бизнес-процессов, и только в 2% организаций смоделированы все процессы. Около 39% организаций работают над корпоративной процессной архитектурой.
  • Около 70% организаций занимается процессами, чтобы сократить затраты или повысить производительность.
  • Около 30% организаций занимается процессами, чтобы внедрить новые продукты или открыть новые направления бизнеса.
  • Еще ​​30% занимается процессами, чтобы повысить удовлетворенность клиентов.
  • Почти 75% респондентов считают, что BPM и технологии помогли их организациям достичь своих целей.
  • На вопрос, почему так сложно вовлечь высшего руководства, 55% ответили, что причина — множество процессов, конкурирующих за внимание руководства, а 48% — что интересы руководства сосредоточены на чем-то ином.
  • В 50% организаций процессные усилия инициируются и направляются отдельными лицами или руководителями подразделений. Лишь 15% сообщают, что для координации таких усилий организована группа BPM.
  • Обучение процессным методам и навыкам за последние несколько лет сократилось, и 42% сообщают, что они не проводят обучение.
  • 73% организаций сообщают, что последние два года уровень интереса к BPM растет умеренно или быстро.
  • 62% организаций тратят на процессную работу менее 500 тыс. долларов, а доля тех, кто тратит более 10 миллионов долларов стабильно составляет 3-5%. 57% сообщают, что в будущем году затраты на BPM вырастут.

Состояние отрасли программного обеспечения BPM

Рынок программного обеспечения BPM развивается уже более 30 лет. Он был свидетелем и участником многих преобразований современной индустрии программного обеспечения. Начиная с ранних инструментов проектирования потоков работ и заканчивая платформами для автоматизации процессов и цифровой трансформации — решения BPM прошли через множество взлетов и падений, но в итоге они прочно закрепились во многих организациях, в стеке технологий, обеспечивающих операционное превосходствоа.

Выживающее и преуспевающее благодаря множеству раскрученных технологий, программное обеспечение BPM в настоящее время, по-видимому, набирает обороты и востребовано все большим числом пользователей и организаций. Это особенно верно для организаций, стремящихся развивать, оцифровывать и улучшать бизнес-процессы для оптимизации своих операций. Сегодня возможности повышения эффективности и трансформации бизнес-процессов доступны почти любому бизнесу — он относительно легко может начать пользоваться платформой BPM и формировать ее в соответствии со своими бизнес-требованиями.

Данный отчет дает знакомит с последними достижениями индустрии программного обеспечения BPM и с мнениями сообщества пользователей. Он даст возможность сделать внедрение программного обеспечения BPM более успешным, согласующимся с эффективной практикой BPM, что в итоге реализуется в оптимальных бизнес операциях.

Рынок программного обеспечения BPM насыщен множеством различных предложений и опций, и чтобы принять обоснованное решение о приобретении инструментов BPM для моделирования и совершенствования бизнес-процессов, организациям необходимо хорошо разбираться в их возможностях.

Отчет проливает свет на то, как новые технологии поддерживают командную работу, коммуникации и анализ процессов, что является основой для дальнейшей эволюции технологий BPM в организации. Наиболее важные выводы:

  • Инструменты моделирования процессов есть у 70% респондентов, остальные планируют их внедрить в течение следующих 3 месяцев (5%), 6 месяцев (7%) или 12 месяцев (17%).
  • Почти 62% респондентов заявили, что их организация использует один или два программных продукта для решения задач управления бизнес-процессами.
  • Из респондентов, использующих один или два программных продукта для управления бизнес-процессами, 41% сказали, что эти инструменты BPM используются бизнес-руководителями, являющимися владельцами процессов.
  • Около 49% респондентов указали на улучшение взаимодействия в качестве наиболее полезного качества программного обеспечения BPM. Следом идут 40%, которые в качестве наиболее полезного качества указали улучшение взаимодействия с внутренними и внешними процессами.
  • На вопрос о том, насколько они удовлетворены функциональностью и производительностью своего программного обеспечения BPM, более 53% респондентов ответили, что они удовлетворены возможностями описания и моделирования потоков работ, почти 36% сообщили о удовлетворенности возможностями исполнения и мониторинга процессов и почти 50% респондентов отметили, что они удовлетворены возможностями совместной работы и управления документами.
  • В целом своим программным обеспечением BPM удовлетворены примерно 50% респондентов.
  • Почти 40% респондентов отметили, что их организации, вероятно, заменят используемое программное обеспечение BPM в течение следующих двух лет.
  • Конкретно организации, стремящиеся к повышению способностей в области BPM, проявляют интерес к технологиям автоматизации — более 56% — и автоматического выявления процессов — 39%.
  • В качестве основного препятствия для внедрения технологии автоматического выявления процессов 46% назвали финансирование, а 55% — недостаток компетенций.
  • По мнению 71% респондентов, наибольшее влияние на бизнес-процессы в их организациях оказывает цифровая трансформация.

BPTrends начал отслеживать рынок процессных инструментов в 2005 году, когда на сцене появились программные продукты BPMS. В последующие годы энтузиазм стимулировал множество процессных инициатив. При этом неизменным оставался интерес к веб-инструментам, способным моделировать, отслеживать и контролировать ключевые бизнес-процессы. Эти инструменты претерпели множество изменений и сегодня являются мощными, повсеместно и широко используемыми. Первоначальный энтузиазм по поводу новых процессных методов несколько снизился, и текущий интерес, вероятно, больше связан с термином «цифровая трансформация», но исходный порыв к совершенствованию деятельности организаций остался прежним.

Вы прочли сокращенный перевод отчета, полный 63-страничный отчет доступен бесплатно на BPTrends.com.