Восемь секретов модернизации унаследованных информационных систем


Оригинал: 8 tips for streamlining legacy IT
Автор: Мэри К. Пратт (Mary K. Pratt)

Несмотря на ускорение прогресса в сфере цифровых технологий и продолжающийся курс на модернизацию, многие ИТ-директора все еще имеют дело с унаследованными приложениями, работающими на устаревшем оборудовании.

Типичные причины, по которым компании вынуждены использовать такие технологии: «они стабильны, экономичны и, наконец, за них заплачены деньги», — говорит Абхи Бхатнагар (Abhi Bhatnagar), партнер в консалтинговой компании McKinsey & Co. Однажды он работал с компанией, которая приняла решение сохранить массивный мейнфрейм, поскольку он «хорошо работает, отлично интегрирован в процессы, содержит множество заказных доработок, а его стоимость полностью амортизирована».

Зачастую ИТ-директору очевидно, что замена устаревшей технологии не настолько выгодна, чтобы ставить модернизацию во главу угла. «Сегодня популярна точка зрения, что все ИТ необходимо перенести в облако или использовать SaaS. Однако в действительности далеко не все системы нуждаются в этом, особенно если они работают стабильно и эффективно», — замечает Бхатнагар.

Так или иначе, многие ИТ-директора сохраняют у себя унаследованные приложения и инфраструктуру. В такой ситуации важно уметь использовать то, что есть, заставить унаследованные технологии работать максимально эффективно, получить максимальную отдачу при минимальных затратах и рисках. Вот восемь полезных советов:

1. Задействуйте автоматизацию

Автоматизация рутинных задач в унаследованных ИТ-системах повышает производительность за счет сокращения ручного труда, устраняет или сокращает число ошибок, повышает качество, устраняет расхождения в данных.

«Неважно, идет ли речь о Unix, Linux, мейнфреймах или трехуровневой архитектуре, возможности для автоматизации есть всегда», — уверен Хуан Орландини (Juan Orlandini), главный ИТ-архитектор компании Insight Enterprises, специализирующейся на оказании ИТ услуг.

Он поясняет, что многие бизнес-процессы, которые поддерживаются унаследованными информационными системами, содержат повторяющиеся структурированные задачи. Кроме того, много повторяющихся задач в собственных процессах ИТ, например таких, как управление дисковым пространством или создание резервных копий.

При этом Орландини отмечает, что прежде чем автоматизировать процессы, их необходимо проанализировать и оптимизировать – автоматизация неоптимального процесса не даст ожидаемого эффекта. Также он предостерегает ИТ-руководителей от завышенных ожиданий: автоматизация способна ускорить унаследованные системы и процессы, которые на них базируются, но это не панацея и не замена полноценной модернизации.

2. Воспользуйтесь облачными подходами

Орландини отмечает, что, по его опыту, перенос унаследованных систем и связанных с ними данных в облако «как есть» чаще всего себя не окупает. По его словам, «конечно, ситуации, когда такой подход оправдан, возможны, но, как показывают статистика и опыт, обычно затраты в результате возрастают. Если вы таким образом пытаетесь оптимизировать ИТ-инфраструктуру, то лучше поискать другие варианты.»

Можно применить к унаследованным ИТ-системам принципы управления облачной инфраструктурой. Например, чтобы упростить процесс, в облаке выделяется дисковое пространство предопределенного размера. Этот же подход могут использовать и администраторы локальной серверной инфраструктуры.

«Может показаться, что часть дискового пространства при этом будет тратиться впустую. Это так и есть, но за счет упрощения процесса вы сэкономите массу трудозатрат. А дисковое пространство сегодня стоит меньше, чем рабочее время сотрудника, так что в итоге получится выигрыш», — говорит Орландини.

3. Внедрите продуктовый подход

По мнению Абхи Бхатнагара, ИТ-руководитель может также перенять и применить к унаследованным технологиям современные продуктовые подходы. Он позволит ИТ-службе и бизнесу сконцентрироваться на бизнес-целях, будь то скорость, экономичность, быстрота реакции или инновации. Таким образом, объясняет эксперт, реорганизация и оптимизация унаследованной инфраструктуры будут подчинены выбранным бизнес-целям.

Продуктовый подход дает техническим специалистам, поддерживающим унаследованные системы, более четкое понимание проблем через призму достижения конечной цели. «Они знают ИТ-инфраструктуру и хорошо понимают как риски, связанные с комплаенсом и скоростью, так и пользу, которую получает от их платформ бизнес», — считает Бхатнагар. Это позволяет ИТ-командам находить и отстаивать оптимальные подходы к добавлению новой функциональности, обеспечивающие достижение требуемых результатов. «Здесь как раз оказывается востребовано продуктовое мышление», — добавляет Бхатнагар.

Более того, когда настанет пора практических шагов по модернизации, такой подход поможет ИТ и бизнесу прийти к единому пониманию ожидаемой пользы.

4. Модернизируйте по частям

Компании продолжают использовать унаследованные технологии из-за того, что от них зависит множество ключевых бизнес-процессов. По этой причине модернизация – дело сложное и сопряженное с рисками.

Но повысить эффективность ИТ-систем можно, проводя модернизацию поэтапно, полагает Баладжи Рагхаван (Balaji Raghavan), главный консультант по банковским, финансовым услугам и страхованию в Tata Consultancy Services. «Многого можно добиться, действуя тактически», — считает он.

Например, компания может продолжать использовать унаследованную многофункциональную финансовую систему для задач, мало подверженных изменениям, таких как ведение бухгалтерской отчетности. Но при этом выписку счетов и ценообразование – задачи, которые меняются быстро, следуя динамике рынка и запросам клиентов – можно вынести наружу. Рагхаван отмечает, что благодаря такому подходу компания сможет продвигаться вперед по пути модернизации, одновременно снижая сложность остающихся строю унаследованных ИТ-систем.

Кэти Кэй (Kathy Kay), ИТ-директор Principal Financial Group, использует подобный подхода по отношению к системам, используемым в подразделении по страхованию жизни ее компании. Кэти считает, что замена этих систем на единую современную не окупит затраты, но она видит потенциал улучшения в том, как пользователи взаимодействуют с системами. Поэтому она нацелилась на модернизацию пользовательского интерфейса, интегрируя его c унаследованной системой посредством API.

«Мы автоматизируем все что можно автоматизировать, мы сократили бумажный документооборот, но в основе – все те же унаследованные системы. Они будут работать пока работают и, как выразился автор одной из книг, уйдут на пенсию в свой черед», — говорит Кэй.

5. Разработайте стратегию привлечения талантов

В апреле 2020 губернатор штата Нью-Джерси Фил Мерфи (Phil Murphy) обратился к техническим специалистам, владеющим навыками разработки на языке программирования COBOL, с просьбой помочь оптимизировать работу вычислительного центра Бюро занятости, чьи компьютеры не справлялись с нагрузкой, сильно возросшей из-за пандемии и связанной с ней волны сокращений рабочих мест.

Вам смешно, но штат Нью-Джерси вовсе не единственный полагается на программные продукты 60-летней давности. COBOL стойко удерживает свои позиции – активно используемое ПО на нем насчитывает более 200 миллиардов строк кода, и отказываться от него никто в ближайшее время не собирается. Разработчик ПО компания MicroFocus в 2020 г. в своем исследовании COBOL сообщает, что «70 процентов организаций предпочитают внедрять стратегические изменения эволюционным путем, а не выбрасывать или заменять ключевые приложения на COBOL. Такой подход оправдывает себя в силу низкого риска и эффективен с точки зрения трансформации ИТ в рамках инициатив цифровой трансформации».

Пока COBOL и другие унаследованные технологии остаются в строю, ИТ-директорам требуются сотрудники, способные обеспечивать их нормальную работу, говорит Орландини.

«Увеличивается дефицит специалистов, разбирающихся в старых технологиях, по-прежнему актуальных для бизнеса. Молодежь предпочитает делать крутые вещи на современных технологиях, а старыми не владеют. Очень важно мотивировать часть ваших сотрудников сохранять навыки работы с унаследованным ПО и оборудованием. Это не должно выглядеть как наказание или конец карьеры. Вам нужен кто-то, кто будет поддерживать в строю вашу систему, опытный специалист, который знает, как устранить любую неполадку», — добавляет он.

6. Примените к унаследованным технологиям современные подходы

Кэти Кэй рекомендует ИТ-директорам использовать для поиска решений по модернизации унаследованных систем современные методики и подходы. В ее компании специалисты, работающие с унаследованными системами, повысили свою квалификацию и обучились работе с современными ИТ-системами. В результате, будучи специалистами как в старых, так и в новых технологиях, сотрудники находят возможности для модернизации унаследованной ИТ-инфраструктуры, о которых не знали раньше.

«Люди, искушенные в старых технологиях, хорошо представляют себе, как устроен бизнес. Как следствие профессионального роста они начинают иначе смотреть на вещи и быстро находят свежие решения», —отмечает Кэй. Недавно компания Кэй приобрела фирму, клиентскую базу которой потребовалось импортировать в существующую систему. Новые знания и навыки позволили разработать для миграции данных современное решение, оказавшееся более эффективным, продуктивным и масштабируемым, чем использовавшиеся в прошлом.

7. Вытащите данные наружу

Как и большинство ИТ-директоров, Кэй вместе с остальными руководителями разрабатывают стратегию улучшению клиентского опыта. Ее частью является возможность оперативного доступа к данным для анализа, чтобы компания смогла персонализировать клиентский опыт.

Но часть данных остается в унаследованных системах. Кэй говорит, что что планирует модернизацию этих систем, но это займет много лет. А пока компания извлекает данные из старой системы и копирует в облако, где их удобно обрабатывать с помощью современных аналитических инструментов. «Тем самым мы сокращаем нашу зависимость от унаследованных систем, что позволит легче расстаться с ними, когда придет время», — замечает Кэй.

8. Выключайте

Джоне Тил Джонсон (Johna Till Johnson), исполнительному директору и основателю консалтинговой фирмы Nemertes, приходилось встречать компании, которые держатся за унаследованные приложения и технологии из-за бизнес-процессов, которые они обеспечивают. Но изучив ситуацию, компании часто обнаруживают, что тот или иной процесс остается в строю только из-за использования технологии.

«Все-таки ИТ-директора ближе к технологии, и они не могут так просто заявить, следует переделать бизнес-процесс. Но когда они на это решались, то в 99 случаях из 100 оказывалось, что бизнес-процесс существовал по инерции, только из-за технологии в его основе», — отмечает Джонсон.

В качестве примера она приводит компанию, которая сохраняла парк принтеров ради живых подписей на документах. Руководители бизнес-направлений могут не понимать, что такую ситуацию надо менять. Но для ИТ-директора, борющегося за упрощение операций, масса устаревших принтеров — как бельмо в глазу, даже если они и не в списке приоритетных изменений. «Сегодня больше нет необходимости распечатывать документ на принтере, чтобы воспользоваться всеми преимуществами живой подписи. ИТ-руководитель вполне может подтолкнуть бизнес и скорее избавиться от принтеров», — говорит Джона.

Также она замечает, что этот простой пример показывает, что «если нельзя избавиться от унаследованной технологии, надо избавиться от процесса. В таких ситуациях надо просто, что называется, выдернуть шнур из розетки. Не тратьте время и силы на поддержку унаследованных технологий, которые поддерживают жизнь в устаревших процессах. Выключите и посмотрите, заметит ли кто-нибудь разницу».

Обсудить