Простые способы увязки стратегии и операционной деятельности


Оригинал: Linking Strategy to Operations Easily
Автор: Джим Сайнур (Jim Sinur)

Увязывание стратегии с операциями — задача непростая, но определенные подходы, методы, приемы и технологии способны в этом помочь. Сегодня все компании находятся в поиске идей для роста и оптимизации своей деятельности, не противоречащих требованиям регуляторов и социальной ответственности бизнеса. Постоянно меняющиеся внешние условия создают новые возможности и угрозы. Стремление усовершенствовать отношения с клиентами, товары и услуги — главный приоритет компаний. Это требует высокоэффективных решений и действий на уровне стратегии, тактики и операционной деятельности. Это означает быструю расстановку верных приоритетов. В этой заметке мы рассмотрим основные способы простой оптимизации деятельности компаний.

В зависимости от происходящего внутри и вокруг компании, она может находиться в трех состояниях, причем зачастую можно обнаружить все три одновременно, в разных пропорциях.

Устойчивое состояние

Это состояние штиля. Зачастую оно отделяет периоды значительных изменений или следует за ними. Это подходящий момент, чтобы разрабатывать и внедрять информационные панели, управленческие отчеты и сбалансированные системы показателей, чтобы руководители могли контролировать опережающие показатели.

Состояние адаптации

Это состояние, как правило, связано с прохождением периода интенсивных изменений, таких как пандемия COVID-19, война или переориентация цепочек поставок. В этот период большую роль играет отслеживание в режиме реального времени событий, сигналов и новых трендов. Выявив их и осмыслив, можно вырабатывать решения о перестройке организации с учетом текущего операционного контекста. Зачастую эти изменения вынужденные.

Состояние плановых изменений

На этой стадии руководство может с холодной головой планировать проекты и программы — от эволюционных усовершенствований до глобальных преобразований. Часто именно на этой стадии планируются программы и проекты выхода на новые рынки, внедрения новых продуктов/услуг, слияния/поглощения.

Рис. 1. Связь со стратегией.
Источник: «Business & Dynamic Change», Future Strategies, p. 41

Простые методы увязки стратегии с операциями

Ниже перечислены способы увязывания операционной деятельности со стратегией, упорядоченные от простых к сложным. Мы рекомендуем сверяться с этой последовательностью, чтобы не прибегать к методам более сложным, чем необходимо. Свои поправки могут вносить ваша отрасль, тип организации и корпоративная культура. Имейте в виду, что чем ближе компания находится к центральному кругу на рис. 1 (операционному) и к устойчивому состоянию, тем проще привязать стратегию к операционной деятельности. По мере приближения к внешним кругам это сделать труднее, особенно для компании в состоянии адаптации. Приведенные методы, инструменты и приемы охватывают весь показанный на рис. 1 континуум от операций до внешнего окружения бизнеса.

Управление эффективностью

Управление эффективностью начинается с визуализации и автоматических уведомлений. Диапазон инструментов — от простых индикаторов до изощренных панелей управления, выявляющей закономерности и события в режиме реального времени.

Оптимизация процессов

Процессы должны постоянно совершенствоваться по мере того, как у клиентов растут ожидания качества обслуживания , а в ходе выполнения ручных и автоматизированных процессов выявляются отклонения, которые затем анализируются и устраняются. Процесс оптимизации может сопровождаться автоматическим выявлением процесса (process mining), включающим визуализацию и анализ. В отдельных случаях могут применяться сложная математика и и искусственный интеллект. Оптимизация процессов может распространяться на B2B-цепочки.

Управление качеством

Процессы, производственные линии и цепочки поставок должны оптимизироваться с учетом требований качества и удовлетворенности клиентов. Крайне важно разработать способы контроля качества и сбора обратной связи. Обратную связь можно собирать вручную или автоматически, но автоматизация на основе машинного обучения может оказаться для компании неподъемной из-за сложности этой технологии.

Регулирование и соответствие требованиям

Соответствие требованиям регулятора — обязательное условие для присутствия на определенных рынках и в определенных регионах. Зачастую они требуют новых, оригинальных методов работы. Процессы и правила постоянно меняются по мере приближения установленных сроков.

Управление рисками

Оценка рисков затруднена тем, что у каждой компании своя культура управления рисками. Определить частоту события риска бывает относительно легко, сложнее задать порог для принятия конкретных мер. От лица, принимающих решения, требуются глубокие знания и опыт прогнозирования.

Управление проектами и программами

Компании часто сталкиваются с проблемами при внедрении подхода к реализации улучшений или изменений, ориентированного на достижение конкретных целей. Держать всех в курсе изменений и сконцентрировать все навыки на совместной работе — непростая задача. Обычной практикой является отслеживание эффекта изменений.

Управление стратегией

Определить правильную стратегию для текущих или складывающихся новых условий бывает очень сложно. Часто для этого требуется глубокое планирование, позволяющее распознать появляющиеся возможности и угрозы. После того как они идентифицированы, с помощью аналитических или имитационных моделей тестируется ожидаемый эффект различных вариантов действий с учетом имеющейся неопределенности.

Выводы

Насколько легко увязать стратегию с операционной деятельностью и скорректировать тактику? Я бы сказал, что это зависит от ситуации и от формирующейся стратегии. Но можно сказать точно, что есть методы, приемы и инструменты, позволяющие упростить эту задачу, выполнить ее быстрее и эффективнее. Полезными могут оказаться такие вендоры, как  Wizsm и Tibco.

Обсудить