Бизнес-процессы и бизнес-способности


Оригинал: Processes and Capabilities
Автор: Пол Хармон (Paul Harmon)

Тема взаимосвязи терминов «бизнес-процесс» и «бизнес-способность» вызывает множество дискуссий. Поставить в них точку не получается, потому что общепринятого определения бизнес-способности нет. Но я поделюсь своим взглядом на то, как лучше всего подходить к определению бизнес-способностей в процессном контексте.

Итак, начнем с определений.

Процесс (бизнес-процесс) описывает, как в организации выполняется работа. Работа, выполняемая в рамках бизнес-процесса, преобразует входы в выходы, физические или информационные. Бизнес-процесс состоит из набора действий, каждое из которых, в свою очередь, может состоять из набора действий. Полный набор бизнес-процессов организации описывает всю выполняемую в ней работу. Бизнес-процесс может быть как жестко структурированным и повторяющимся, так и слабо структурированным с высокой варибельностью.

Другими словами, когда мы используем термин бизнес-процесс, мы имеем в виду как крупномасштабные процессы, такие как цепочки и потоки создания ценности, так и процессы небольшого масштаба — задачи и действия. Мы также имеем в виду и четко определенные, процедуры, и слабо определенные наборы действий, рассматриваемые в кейс-менеджменте. Все это — варианты бизнес-процессов.

Бизнес-процесс описывает как выполняется работа, и при этом он также описывает выход — что является результатом выполнения процесса. Название процесса мы составляем из глагола и существительного, например: «Готовить и продавать пиццу». (В оригинале и в целом в английской традиции используется повелительное наклонение — «make & sell». В русском языке для названий процессов принято использовать отглагольные существительные — «приготовление и продажа». В данном переводе мы использовали промежуточный вариант неопределенной формы глагола. — прим. перев.) Если бы мы захотели представить процесс графически, мы бы изобразили его в виде прямоугольника со скругленными углами и показали бы входы слева, а выходы — справа, как показано на рис. 1.

Рис. 1

Бизнес-способность. Толковый словарь определяет способность как потенциал или возможность делать что-либо. В контексте бизнеса, способность — это просто то, что способна делать организация.

Употребляя термин бизнес-способность, мы говорим, что организация обладает способностью что-то производить или что-то делать. Например, мы можем сказать, что пиццерия обладает бизнес-способностью производить пиццу или способна производить пиццу.

Точнее, бизнес-способность описывает способность создавать нечто, являющееся результатом выполнения определенного процесса. Или, если вам так больше нравится, бизнес-способность описывает, что является результатом выполнения процесса. Но в конечном счете, чтобы объяснить, что имеется в виду под утверждением «компания способна производить пиццу», необходимо будет описать процесс. Процесс описывает внутренне содержимое способности.

Таким образом, конкретная бизнес-способность не описывает как сделать что-либо, а просто говорит, что организация в состоянии получить определенный результат, выполнив соответствующий процесс. Чтобы это проиллюстрировать, изменим рис. 1, как показано на рис. 2.

Рис. 2

Обратите внимание: мы не говорим, что бизнес-способность — это конкретный выход или результат. Бизнес-способность — это способность создавать определенный выход или результат. Бизнес-способности располагаются между процессами, которые описывают, как выполнять работу, и результатами, которые описывают, что получается на выходе. Таким образом, бизнес-способность — своего рода краткое описание того, что может делать организация. Графически способность удобно представлять в виде исходящей стрелки, соединяющей процесс с именованным выводом.

Сильно обобщая, можно сказать, что в ходе перепроектировании или оптимизации процессов мы о бизнес-способностях не вспоминаем. Обычно мы о них говорим, обсуждая бизнес-архитектуру. Бизнес-способности позволяют людям бизнеса договориться о том, что группа или организация должна быть в состоянии сделать.

Некоторые следствия

Способности или результаты можно описывать, не уточняя, как эти получить результаты. Например, предприниматель объявляет, что хочет создать компанию по производству гаджетов. Он знает чего он хочет от новой организации — что она должна быть способна делать — но, возможно, он пока не знает как она это будет делать.

Аналогичным образом, желаемый результат можно получить более чем одним способом. Резюмируя, мы можем сформулировать пожелания в части того, что организация должна быть способна делать без уточнения того, какой процесс будет для этого применяться. Например, компания может доставлять пиццу несколькими способами – курьером на велосипеде или автомобилем. Или же компания привлечет для доставки стороннюю организацию-подрядчика. Таким образом, мы можем составить список способностей, которыми организация должна или желает обладать, не конкретизируя список процессов, необходимых для получения желаемых результатов. Это может быть полезно, например, при обсуждении новых бизнес-проектов. Руководитель может сказать что-то вроде: «если мы собираемся выпускать гаджеты, то мы должны быть способны обрабатывать алюминиевые и пластиковые детали».

Такими краткими формулировками способностей удобно пользоваться в ходе обсуждений среди руководства. Правда, в конце концов придется уточнить и определить, как именно вы будете обрабатывать алюминиевые и пластмассовые детали, а затем провести испытания, чтобы убедиться, что вы действительно сможете получать желаемый результат с должными производительностью и надежностью. Другими словами, вы можете начать с описания способностей и говорить о желаемых результатах, но рано или поздно вам нужно будет перейти к обсуждению того, какие процессы необходимы для реализации желаемых способностей.

Процессы, способности и бизнес-архитектура

Как мы уже говорили, при проектировании процессов термин «бизнес-способность» используется не часто, зато он широко применяется при обсуждении бизнес-архитектуры. Давайте рассмотрим, как термины «бизнес-процесс» и «бизнес-способность» можно использовать для целей проектирования бизнес-архитектуры. На рис. 3 изображена архитектура процессов банка. Все процессы уровня 1 и некоторые процессы уровня 2 представлены в виде единой цепочки создания ценности «Предоставить клиенту продукты и услуги«.

Рис. 3

В контексте обсуждения разницы между процессами и способностью для нас принципиально важно, что в ходе работы над архитектурой мы не определяем, как будет работать тот или иной процесс! Вместо этого в ходе такого первоначального обсуждения мы пользуемся названиями процессов как сокращенными версиями процессов, составляющих цепочку создания ценности.

Это подводит нас к ключевому моменту: чем название процесса отличается от способности? Мы могли бы придраться к тому, что название процесса подчеркивает то, как мы что-то делаем (глагол-существительное), а название способности ссылается на то, что организация может сделать, но на данном уровне абстракции это различие достаточно тривиально. В действительности ни названия процессов в процессных архитектурах, ни формулировки способностей не описывают то, как делается то или другое. Они просто указывают, что организация умеет или должна уметь что-то делать. Другими словами, на уровне бизнес-архитектуры названия бизнес-процессов и формулировки бизнес-способностейпо существу одно и то же!

Путаница с процессами и способностями отчасти проистекает из того, что люди не вполне четко определяют что они имеют в виду. В этих дискуссиях часто участвуют представители ИТ, которые склонны трактовать процессы конкретно — как определенные блок-схемы, которые разработчики автоматизируют. Для работы на архитектурой им требуется нечто более абстрактное — например, формулировки бизнес-способностей. С другой стороны, многие процессные специалисты десятилетиями занимаются разработкой бизнес–архитектуры — если сомневаетесь, познакомьтесь с книгой Гэри Раммлера (Geary Rummler) «Повышение эффективности«, опубликованной в 1990 году. И процессные архитекторы всегда использовали названия процессов именно так, как сказано выше. Путаница возникает, когда кто-то говорит о «процессе» так, как будто он всегда описывает, как что-то делается, не понимая при этом, что краткие названия процессов часто используют, чтобы обозначить что организация умеет делать.

Названия процессов и формулировки способностей — это два способа описания одного и того же. Рассмотрим рис. 4, на котором изображен один фрагмент архитектуры бизнес-процессов из рис. 3. На диаграмме показана иерархия. Процесс уровня 1 «Разработать продукт/услугу» состоит из трех подпроцессов, которые изображены внутри большего прямоугольника процесса. Ниже показано, что с процессом уровня 1 связана одна способность уровня 1, а три способности уровня 2 связаны каждая с подпроцессом, составляющим процесс уровня 1. Ниже изображения процесса мы видим, как можно показать карту взаимосвязей между тремя способностями уровня 2 и способностью уровня 1.

Рис. 4

Если мы внимательно посмотрим на то, как люди используют термин «способность» и что они реально делают, создавая иерархии способностей, то мы увидим, что они делают точно то же, что делает большинство процессных аналитиков, создавая бизнес-архитектуру с помощью наименований процессов.

Очевидно, что многие специалисты по процессам хотят и дальше применять подход, использовавшийся десятилетиями. Мы предпочитаем разрабатывать архитектуру бизнес-процессов, используя «наименования процессов», чтобы обозначить какие процессы организация должна контролировать. Те же, кто не знаком с техникой использования названий процессов для описания процессов высокого уровня, предпочитают говорить о «способностях». Пока все понимают, что реального различия между тем и другим нет; что и то, и другое — всего лишь способ, с помощью которого люди бизнеса могут обсуждать, что их организации должны уметь делать, никаких проблем возникнуть не должно. Поскольку на практике никакого реального различия, между этими терминами нет, можно надеяться, что споры между теми, кто предпочитает говорить о «процессах», и теми, кто предпочитает говорить о «способностях», в ближайшее время утихнут, и все мы сможем вернуться к повышению эффективности организаций.

Обсудить