Process Mining: технология анализа процессов или способ визуализации хаоса?


Оригинал статьи на портале PROКАЧЕСТВО
Автор: Андрей Коптелов

Одно из следствий автоматизации бизнес-процессов – возникновение больших массивов данных. А что будет, если их проанализировать? Можно получить реальную карту бизнес-процессов вашей организации. И, скорее всего, она будет далека от той, что вы себе представляли. Как провести такой анализ? Для этого создан класс инструментов – Process Mining.

Как работает Process Mining

Прежде чем перейти к определению этого класса программного обеспечения, разберем пример. Рассмотрим процесс продаж, сведенный в CRM-системе:

  1. Потенциальный клиент регистрируется на посадочной интернет-странице, указывает телефон и имя.
  2. Введенные данные автоматически попадают в диспетчерскую.
  3. Оператор звонит потенциальному клиенту для уточнения контактных данных и первичной потребности.
  4. Отработав контакт, диспетчер передает его менеджеру по продажам.
  5. Менеджер в свою очередь презентует продукт потенциальному клиенту и, если презентация прошла успешно, готовит коммерческое предложение.
  6. При условии положительного решения по коммерческому предложению менеджер готовит договор. Он согласует его как с потенциальным клиентом, так и с сотрудниками внутренних подразделений компании. Притом согласование идет уже не в CRM-системе, а в системе документооборота.
  7. За договором следуют другие документы – накладные, акты, счета и т.д.
  8. В конце бизнес-процесса довольный клиент оставляет положительный отзыв о купленном продукте на сайте компании.

Если данный процесс рассматривать в инструментарии Process Mining, необходимо выделить несколько информационных объектов. И что очень важно – их статус в различных информационных системах должен различаться:

  • контакт
  • клиент
  • коммерческое предложение
  • договор
  • счет и т.д.

Всем этим информационным объектам присвоен один уникальный код. По нему можно собрать экземпляр бизнес-процесса. Так, если в компании происходят разовые закупки, оправданно использовать ИНН клиента.

Чтобы восстановить модель бизнес-процессов в Process Mining, необходимо выгрузить из системы данные о том, кто и когда:

  • обработал контакт
  • присвоил статус «клиент»
  • создал коммерческое предложение и согласовал его

И так далее по всем информационным объектам во всех системах, которые поддерживают бизнес-процесс.

Для восстановления отдельного экземпляра бизнес-процесса нужны первичные данные по работе именно с этим клиентом. Восстановленные экземпляры процесса становятся той основой, из которой Process Mining соберет по определенным алгоритмам фактическую модель бизнес-процесса. А она потом будет анализироваться на предмет повышения операционной эффективности.

Сборка экземпляров в модель происходит просто:

  • Если в нескольких экземплярах бизнес-процесса операция повторяется, значит – это одна операция на модели.
  • Если существует вариативность порядка выполнения операций, то появляется развилка на восстановленной модели бизнес-процесса.

Что искать при помощи Process Mining?

Когда модель восстановлена в инструментарии Process Mining, аналитик может:

  • Увидеть «узкие горлышки» бизнес-процесса: те операции, для выполнения которых не хватает ресурсов.
  • Выделить и проанализировать те экземпляры процесса, выполнение которых длится намного дольше остальных.
  • Искать наиболее успешные экземпляры процесса по различным параметрам, например, по времени от поступления заявки клиента до момента поступления денег на счет.
  • Сверить регламентные и фактические сроки исполнения процесса даже после тестовой выгрузки данных.

Даже простейший анализ в Process Mining в большинстве случаев показывает серьезные нарушения пороговых значений большинства показателей по процессу.

Одним вариантом анализа является поиск «петель согласования». Это те места, или элементы, в процессе, с которых поток работ часто возвращается обратно – на доработку. Таким образом увеличивается общее время исполнения бизнес-процесса и возрастает его стоимость.

Притом данное ПО позволяет не только анализировать структуру процесса. С помощью Process Mining можно увидеть действия участников процесса, которые привели к увеличению длительности того или иного экземпляра. А это, в свою очередь, дает возможность осуществить бенчмаркинг между сотрудниками, участвующими в бизнес-процессе.

Всю неэффективность существующей организации работ участникам бизнес-процесса демонстрирует именно фактологическая база.

Ключевое преимущество использования программных продуктов класса Process Mining – возможность при анализе бизнес-процесса опереться на факты, а не на домыслы

И поэтому наиболее сложный этап – правильная выгрузка данных из информационных систем для восстановления бизнес-процесса. Необходима уверенность в том, что для выявления факта той или иной операции в процессе были взяты «правильные» данные в информационной системе. Иначе весь результат анализа может быть опровергнут.

Рынок Process Mining в России

Попытки сделать инструментарий Process Mining, адаптированный для решения задач, с учетом специфики отечественного бизнеса предпринимались многократно. Но лишь сейчас он стал прост в части загрузки данных и удобен в плане анализа существующих бизнес-процессов.

Примерно в 2009-2010 годах были предприняты первые попытки вывести технологию Process Mining на российский рынок. Консультанты компании Software AG использовали ее в своих проектах при внедрении ARIS Process Performance Manager. Однако данный инструмент был ориентирован прежде всего на анализ показателей бизнес-процесса за счет функционала Process Intelligence. Потому активного применения Process Mining не получил: он стал дополнительным способом анализа процесса.

Практически одновременно с этим – в 2010 году – группа частных лиц продвигала систему Fluxicon Disco, но она не получила распространения.

Новое движение рынок инструментария Process Mining получил в 2016-2017 годах – с появлением системы Celonis Discovery. Ее продвижением занимается компания SAP, что само по себе является сильным конкурентным преимуществом. В результате именно данная система сейчас внедряется в пилотном режиме в ряде крупных организаций, в том числе в ВТБ и УБРиР.

И хотя на рынке представлены другие системы, например QPR ProcessAnalyzer, их использование, скорее, исключение из правил.

Интерес к технологии Process Mining вообще и тенденция на импортозамещение в частности привели к тому, что в России начали разрабатывать собственный инструмент – Proceset. Так как это дорогостоящий процесс, интересно рассмотреть возможность применения открытого инструментария ProM (TU/e), доступ к которому никем не ограничен.

История возникновения Process Mining

Process Mining – зарубежная по происхождению технология. Ее идеологом стал профессор Вил ван дер Аалст. Первые публикации появились в 2001 году.

Помимо теоретических выкладок, был создан инструментарий. С его помощью можно восстанавливать модели процессов на основании лог-файлов, полученных из информационных систем. Именно это позволило перейти от анализа «идеальных» бизнес-процессов к анализу фактических.

В рамках исследования и продвижения технологии Process Mining Вил ван дер Аалстом был создан свободный фреймворк ProM. Он включал в себя весь функционал, необходимый для анализа процессов.

Если посмотреть на Process Mining с научной точки зрения, то можно отнести эту дисциплину к сфере Data Mining. В рамках последней бизнес-процесс выбран в качестве объекта анализа. Притом именно этот объект формируется на базе исходных данных для последующего анализа его параметров.

Заглянем в будущее Process Mining

Несмотря на то, что технология Process Mining существует много лет, только сейчас объем фактических данных в информационных системах организаций позволил активно применять инструментарий на практике.

Взрывной рост интереса к Process Mining можно будет наблюдать, если бизнес-процессы выйдут на иной качественный уровень: переместятся в части исполнения из внутренних информационных систем компании в социальные сети.

Именно в социальных сетях множество участников процессов будут выстраивать свое взаимодействие. Притом происходить это будет не в рамках одной компании. Возникнет общество свободных исполнителей, готовых взяться за выполнение той или иной задачи в распределенном бизнес-процессе.

В этом случае процесс будет выстраиваться «сам собой». Наиболее эффективные экземпляры бизнес-процессов могут быть выделены среди огромного множества существующих. Это позволит искать и анализировать наиболее эффективные алгоритмы работы в огромном объеме данных.

Однако этот футуристический прогноз касается далекого будущего. В ближайшее десятилетие российским организациям предстоит анализировать внутренние бизнес-процессы, зашитые в ERP-системы или системы электронного документооборота, c помощью инструментария Process Mining.

Process Mining – технология анализа процессов, которая сможет повысить операционную эффективность существующих бизнес-процессов. И хотя это не «серебряная пуля» в бизнес-анализе, у нее появятся свои адепты и ниша на российском рынке.

Обсудить в нашей группе в фейсбуке >>

Также по теме

Мероприятия Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами (ABPMP Russian Chapter):