Оцифровка, цифровизация и цифровая трансформация: не перепутайте


Оригинал: Digitization, Digitalization, And Digital Transformation: Confuse Them At Your Peril
Автор: Джейсон Блумберг (Jason Bloomberg)

Шумиха вокруг цифровой трансформации продолжается. К термину «цифровая трансформация» добавляются термины «оцифровка» и «цифровизация», добавляя путаницы.

В действительности это три разных термина. Ну или можно считать их разными — зависит от того, кого мы признаем в качестве авторитетов.

Причем это больше, чем семантическое упражнение: путаница в этих терминах приводит к недооценки мощи и значимости цифровой трансформации, что может поставить под угрозу выживание организации.

Оцифровка: простой термин

Оцифровка означает получение аналоговой информации и кодированию ее нулями и единицами, чтобы компьютеры могли такую информацию хранить, обрабатывать и передавать.

Согласно ИТ-глоссарию Gartner, «Оцифровка — это процесс перехода от аналоговой формы к цифровой». С этим определением мало кто будет спорить.

Сегодня, как и на протяжении многих десятилетий, можно привести много примеров оцифровки на предприятиях. Примером оцифровки является преобразование рукописного или машинописного текста в цифровую форму, преобразование музыки с винила или видео с кассеты VHS.

В бизнес-контексте оцифровка важна как в части работы с аналоговой информацией, так и в «бумажных» процессах (здесь «бумажный» — метафора аналогового).

Однако необходимо помнить, что оцифровывают информацию, а не процессы. Когда речь заходит о процессах, на помощь приходит цифровизация.

Цифровизация: чревата неоднозначностью и путаницей

В отличие от оцифровки, цифровизация не имеет единого четкого определения. «Оцифровка и цифровизация — два термина, которые тесно связаны и многими источниками трактуются взаимозаменяемо», — объясняют Дж. Скотт Бреннен (J. Scott Brennen) и Дэниел Крейсс (Daniel Kreis) из Университета Северной Каролины. «Мы называем цифровизацией реструктуризацию многих сфер социальной жизни вокруг цифровой инфраструктуры коммуникаций и СМИ.»

Таким образом, Бреннен и Крейсс основывают свое определение цифровизации на социальной жизни – другими словами, на том, как люди взаимодействуют друг с другом. По мере того, как эти взаимодействия переходят от аналоговых технологий (обычная почта, телефонные звонки) к цифровым (электронная почта, чат, социальные сети), сферы работы и досуга становятся цифровыми.

Gartner тоже уделяет внимание этому термину. Согласно глоссарию Gartner, «Цифровизация — это использование цифровых технологий для изменения бизнес-модели и создания новых способов получения доходов и создания ценности. Это процесс перехода к цифровому бизнесу.»

Таким образом, версия Gartner сильно отличается от определения научной среды, фокусируясь не на социальном взаимодействии, а на изменении бизнес-моделей.

Определение Gartner, однако, поднимает вопрос о том, что такое цифровой бизнес. «Цифровой бизнес — это создание новых схем ведения бизнеса путем размывания границ между цифровым и физическим мирами», — говорится в глоссарии Gartner.

К сожалению, это последнее определение безнадежно расплывчато. Что такое цифровой мир? Что означает «размывать границы»? И если уж на то пошло, что такое «схема ведения бизнеса»?

Похоже, у Gartner нет единого мнения по поводу определения цифровизации, поскольку в отчете Brookings Institute «Цифровизация и рабочая сила Америки» приводится совершенно другое определение: «Цифровизация, по мнению Gartner, Inc., — это процесс использования цифровых технологий и информации для преобразования бизнес-операций.»

Согласно этому определению, цифровизация в большей степени связана с бизнес-операциями, чем с социальным взаимодействием или бизнес-моделями, хотя очевидно, что все эти понятия взаимосвязаны.

По сути, отчет Brookings фокусируется на том, как цифровизация влияет на людей. «Цифровизация трансформирует мир труда», — говорится в отчете. «Приобретение цифровых навыков теперь стало необходимым условием индивидуального, отраслевого и регионального успеха.»

По мере того как организации внедряют «цифровые технологии» — что в данном контексте на самом деле означает компьютеры и другие информационные технологии — рабочие места людей изменяются. Представьте, например, что заводские рабочие откладывают свои молотки и токарные станки и вместо этого используют оборудование, управляемое компьютерами. Согласно отчету Brookings, такие изменения являются сутью цифровизации.

Автоматизация — будь то смена должностных обязанностей или трансформация бизнес-процессов в целом — является важной составляющей истории цифровизации. На самом деле, для многих людей цифровизация относится в первую очередь к таким изменениям. «Цифровизация … повышает эффективность процессов и прозрачность данных, что, конечно же, должно способствовать увеличению вашей прибыли», — объясняют Георг Такке (Georg Tacke), генеральный директор, и Аннет Эрхардт Annette Ehrhardt, старший директор по глобальным коммуникациям и маркетингу, Simon-Kucher & Partners. «Если вы используете онлайн-платформу, то ваша компания, вероятно, уже на 80 процентов оцифрована, и вы можете повысить эффективность или принести больше пользы клиентам, пройдя оставшиеся 20 процентов пути.»

В этом примере цифровизацией является не внедрение технологии, на которой построена онлайн-платформа, а перенос на платформу бизнес-процесса. Таким образом, представляется, что определение Gartner, связывающее цифровизацию с бизнес-операциями, попадает в точку, ведь операции состоят из бизнес-процессов, которые цифровые технологии способны трансформировать.

Цифровая трансформация: больше, чем цифровизация

Цифровизация, однако, существенно отличается от цифровой трансформации.

Организация может реализовать ряд проектов цифровизации, начиная от автоматизации процессов и заканчивая обучением сотрудников использованию компьютеров. В противоположность этому, цифровая трансформация — это не то, что предприятие реализует в виде проектов.

Этот более широкий термин описывает стратегическое преобразование бизнеса, нацеленное на клиентов и требующее, помимо внедрения цифровых технологий, сквозных организационных изменений.

Инициативы цифровой трансформации обычно включают в себя несколько проектов по цифровизации, но руководители, которые считают, что в цифровой трансформации нет ничего, кроме цифровизации, совершают большую стратегическую ошибку.

В реальности цифровая трансформация относится скорее к изменению организации в целом — в ходе того, как компания снизу доверху становится клиенто-ориентированной, проведение изменений становится ключевой компетенцией. Такая адаптивность способствует текущим инициативам цифровизации, но не подменяет их.

Итак, мы оцифровываем информацию, цифровизуем процессы и должностные обязанности, из которых состоят бизнес-операции, и проводим цифровую трансформацию бизнеса и его стратегии. Каждая составляющая для следующей является необходимой, но недостаточной. И самое главное, оцифровка и цифровизация в основном имеют дело с технологиями, а цифровая трансформация — нет. Цифровая трансформация имеет дело с клиентом.

Обсудить