Три этапа успешной цифровой трансформации


Оригинал: 3 Stages of a Successful Digital Transformation
Автор: Дидье Бонэ (Didier Bonnet)

Большинство цифровых трансформаций проваливается. Различные научные, консалтинговые и аналитические исследования показывают, что шанс проиграть и не достичь поставленных целей в цифровой трансформации колеблется в диапазоне от 70 до 95 процентов. Несмотря на это, последнее десятилетие цифровая трансформация не сходит с корпоративной повестки и нет никаких признаков, что интерес к ней снижается. Наоборот, многие отмечают, что пандемия COVID-19 придала ЦТ дополнительный импульс.

Мой опыт консультирования и обучения множества руководящих работников указывает на три главные причины провала цифровой трансформации.

  • Причина первая: при постановке целей организации чересчур оптимистичны в оценке сроков и масштабов эффекта от их достижения. Они видят в цифровой трансформации своего рода волшебную палочку.
  • Причина вторая: за провалом цифровой трансформации часто стоит плохая реализация планов, включая некомпетентное руководство, акцент на внедрении новых технологий в ущерб их использованию, неверно выбранные показатели успеха и так далее.
  • Третья причина реже всего учитывается, но при этом является самой значимой, поскольку она связана со скоростью и темпом движения от нового к старому.

Суть в том, что есть определенная последовательность освоения цифровых компетенций. Прежде чем начать бегать, вы должны научиться ходить. Для успешной цифровой трансформации высшее руководство должно знать о существования этой последовательности и о трех ее основных этапах.

Каждый из этапов открывает определенные возможности для применения цифровых навыков. Первые два этапа, модернизация и сквозная трансформация, нацелены на преобразование существующего бизнеса, третий подразумевает создание новых направлений бизнеса на основе новых источников ценности.

Наш опыт показывает, что вам придется столкнуться с трудностями и ошибками на каждом этапе. Но если вы решите заняться вторым или третьим этапами, пропустив первый, то скорее всего вы потерпите неудачу.

Этап 1: модернизация

На этом этапе существующие процессы и функции оптимизируются и оцифровываются. С точки зрения потребителя речь идет о разработке клиентских приложений или внедрении новых точек самообслуживания. В операционном плане первый этап включает цифровой реинжиниринг основных процессов и увязывание продуктов друг с другом. С точки зрения сотрудников этот этап может быть связан с автоматизацией кадровых процессов или с внедрением портала самообслуживания для персонала.

Означает ли внедрение отдельный цифровых решений трансформацию организации в целом? Как правило, нет. Этот этап зачастую ошибочно недооценивают или даже высмеивают. На самом деле он закладывает фундамент цифровой трансформации, укрепляя и развивая цифровую составляющую организации. Первый этап довольно быстро окупается, стимулируя тем самым инвестиции в цифровые проекты большего масштаба. В целом он дает организации хорошие шансы развить свои цифровые способности.

Этап 2: трансформация в масштабе организации.

Трансформация в масштабе организации подразумевает комплексные изменения, затрагивающие все цепочки создания ценности. Например, розничная компания намерена создать бесшовный клиентский опыт для физических и онлайновых покупок. С операционной точки зрения, это может потребовать автоматизации всего цикла выполнения заказа или внедрения интернета вещей для контроля состояния склада. От сотрудников этот этап будет потребует освоения работы по методологии аджайл или культуры постоянного обучения и переподготовки.

Можем ли мы относить эти шаги к трансформации? Безусловно. Слом барьеров между подразделениями, выстраивание адекватного регулирования, привлечение новых талантов и т.п. – все это важно с точки зрения продвижения трансформации.

Трансформация в масштабе организации обычно фокусируется на совершенствовании существующих бизнес-процессов. Однако в случае успеха она очень часто открывает новые возможности для бизнеса, связанные, например, с привлечением новых категорий клиентов или с повышением операционной эффективности. Усилия на этом этапе носят комплексный и кросс-функциональный характер, и на пути к полноценной цифровой трансформации он является обязательным.

Этап 3: расширение бизнеса

На этом этапе мы говорим как об увеличении доли компании на традиционном для нее рынке, так и о создании новых источников доходов. С точки зрения клиентов речь может идти о переходе от традиционных продаж товаров или услуг к модели потребления по подписке. С точки зрения операций, третий этап характерен использованием данных и аналитики для точного прогнозирования операционных характеристик продуктов или систем.

Это подлинная трансформация: пересмотр существующих процессов, структур и бизнес-функций, требующий новых подходов к работе. Роль руководства здесь критическая, поскольку речь идет о переходе от существующей операционной модели к новой. Часто на этом этапе происходит переход от классической линейной цепочки поставок к экосистемам. Это требует переосмысления границ организации, что невозможно без высокого уровня цифровой зрелости.


Обязательно ли проходить три описанных этапа последовательно? Пожалуй, нет – можно сформировать портфель инициатив, относящихся к разным этапам. К примеру, включить в него некоторое количество небольших проектов модернизации, дающих быструю отдачу, и программу преобразования в масштабах организации, одновременно экспериментируя с инновационными бизнес-моделями в рамках пилотных проектов.

Но в больших компаниях примеры перепрыгивания начальных этапов встречаются редко. Ключ к успеху в цифровой трансформации не в том, чтобы нестись вперед – начните с первого этапа и сосредоточьтесь на том, чтобы выполнить его правильно. Постепенное освоение компетенций в цифровой трансформации увеличивает шансы на успех.

Обсудить