В чем суть цифровой трансформации


Оригинал: How To Understand Your Digital Transformation
Автор: Стив Деннинг (Steve Denning)

Совершить с помощью цифровых технологий настоящий прорыв удается немногим компаниям, которых называют «цифровыми гигантами». Результаты многих других крупных игроков разочаровывают, несмотря на то, что они вкладывают в цифровизацию большие средства, нанимают ИТ-специалистов и увеличивают расходы на компьютерные технологии, такие как искусственный интеллект, облачные вычисления, машинное обучение и алгоритмы принятия решений.

Этим компаниям необходимо понять, что цифровая трансформация лишь отчасти связана с внедрением новых технологий. Не менее важны фундаментальные изменения подходах к управлению.

Менеджмент индустриальной эпохи

Давайте оглянемся назад, на историю менеджмента. К концу XX века в бизнес-сообществе сформировался консенсус относительно того, как правильно вести бизнес. Он включает набор принципов, нацеленных вовнутрь:

  • прибыль для компании и акционеров
  • иерархическая организационная структура
  • подчиненность сотрудников руководителям
  • прибыль в краткосрочной перспективе и текущая котировка акций в качестве ключевых индикаторов

Этим принципам соответствуют процессы управления:

  • иерархическое управление сверху вниз
  • оборонительная стратегия от достигнутого
  • инновации, нацеленные на сохранение существующей бизнес-модели
  • продажи, опирающиеся на стимулирование спроса
  • управление персоналом, рассматривающий персонал как ресурс компании
  • операционная деятельность, нацеленная на выпуск запланированных объемов с минимальными затратами
  • бюджетирование, сводящееся к битве между департаментами за ресурсы
  • система мотивации, при которой львиная доля достается топ-менеджменту

Каждый процесс включает в себя набор правил и подпроцессов, обеспечивающих как вышестоящий, так и смежные процессы. Ими управляют специалисты, которые досконально их знают и на этом строили свою карьеру.

За редким исключением, в XX веке так работало большинство успешных компаний, а многие так работают и по сей день. Это то, чему учили бизнес-школы, а многие продолжают учить и сегодня. В 1997 году приверженность этим подходам провозгласила ассоциация Business Roundtable (некоммерческая организация, объединяющая CEO крупнейших компаний США – прим. перев.). Многие представители крупного бизнеса пребывают в уверенности, что это и есть правильный способ ведения бизнеса.

Совокупность этих идей настолько глубоко укоренилась в системах, традициях, отношениях и ожиданиях организаций, что те, кто находятся внутри компании, их даже не замечают. Как говорится, «у нас так принято». В некоторых случаях молчаливое согласие и принятие таких правил игры становится условием работы в компании.

У этого стиля бизнеса нет какого-то специального названия. Чаще всего о нем говорят, как о «менеджменте». Он считался, и много где до сих пор считается, единственным гармоничным и внутренне непротиворечивым способом ведения дел в организации. Для определенности давайте называть его «менеджментом индустриальной эпохи».

Альтернативный взгляд на организацию – как на сложную адаптирующуюся систему, то есть «систему, состоящую из динамически связанных элементов, поведение которой не является сумме поведений составных частей. Адаптивность заключается в том, что поведение как системы в целом, так и отдельных ее элементов способно изменяться, самоорганизовываясь в ответ на воздействие внешних событий или цепочек событий.»

Принципы и процессы такой компании напоминают иммунную систему человеческого организма, и подходы и процессы индустриальной эпохи для нее являются аномалиями, подлежащими уничтожению.

Менеджмент цифровой эпохи

Хотя концепция управления индустриальной эпохи в финансовом плане показывала себя успешной на протяжении XX века и остается таковой для множества крупных компаний, в течение первых двадцати лет XXI века ситуация изменилась, и оформился новый подход к менеджменту. Вначале его мало кто воспринимал всерьез. Практиковавшие его компании считались белыми воронами и подвергались насмешкам, например, за название как у фрукта (намек на Apple – прим. перев.).

Несмотря на это, начиная с 2011 года, мир финансов начал признавать, что компании, придерживающиеся новых подходов, финансово успешнее компаний, практикующий менеджмент индустриальной эпохи.

По мере того, как финансовые успехи нового стиля управления становились все более очевидными, начался десятилетний период исследований с целью понять, что из себя представляет этот новый подход к ведению бизнеса. Как он соотносится с моделью управления индустриальной эпохи? Изучение этого вопроса продолжается и сегодня, однако основные моменты достаточно ясны.

С течением времени становится все очевиднее, что наиболее успешные фирмы следуют иным принципам:

  • совместными усилиями приносить пользу клиентам
  • соответствующая бизнес-модель генерации прибыли
  • сетевые структуры
  • командная работа
  • долгосрочный рост рыночной капитализации как ключевой показатель успеха

Со временем выяснилось, что этим принципам соответствуют процессы, сильно отличающиеся от процессов индустриальной эры:

  • инициатива приветствуется на всех уровнях управления, а не только на высшем
  • стратегия является динамической, опирается на обратную связь и нацелена на то, чтобы приносить пользу
  • инновации не только улучшают показатели существующих бизнесов, но и создают новые бизнесы
  • успешность в продажах определяется способностью показать клиентам и пользователям свою уникальность
  • цель управления персоналом – привлечь в компанию таланты и помочь им адаптироваться
  • цель операционной деятельности – превзойти ожидания клиентов с минимальными затратами
  • бюджет подчинен стратегии
  • вознаграждение определяется принесенной пользой

И пусть ни одна отдельно взятая компания не реализует все эти принципы и процессы в полном объеме, совпадение подходов к менеджменту среди «цифровых гигантов» поражает.

Поскольку компании новой волны опережают собратьев из индустриальной эпохи по главному показателю – они лучше делают деньги, эволюция от индустриального к цифровому стилю менеджмента выглядит неизбежной.

Как отметил профессор Лондонской школы бизнеса Юлиан Буркиншоу (Julian Burkinshaw), «трансформация организации, позволяющая воспользоваться возможностями цифровых технологий – это уже не вопрос “зачем” или “когда”, это вопрос “как”».

Само собой разумеется, что менеджеры, посвятившие свои карьеры и жизни менеджменту индустриальной эпохи, не в восторге от этих перемен и делают все, что принизить значимость новой модели управления. Для практиков и теоретиков менеджмента индустриальной эпохи недопустима сама мысль о возможности альтернативного подхода к управлению.

Два типа менеджмента

Итак, к 2022 году у нас есть два разительно отличающихся подхода к управлению организацией – менеджмент в стиле индустриальной и цифровой эпох – причем оба являются гармоничными и внутренне непротиворечивыми.

Можно заметить, что принципы и процессы этих двух подходов являются прямой противоположностью:

Менеджмент индустриальной эпохи Менеджмент цифровой эпохи
Принципы, определяющие процессы и отношения внутри организации
1. Цель Зарабатывание денег для компании и ее акционеров Польза для клиентов на основе совместных усилий, прибыльная бизнес-модели
2. Структура Вертикальная подчиненность с работников руководителям Организационная структура сетевого типа, ориентированная на командную работу
3. Ключевые показатели Прибыль в краткосрочной перспективе, текущая котировка акций Долгосрочный рост рыночной капитализации
Процессы, реализующие принципы
4. Стиль руководства Сверху вниз, нацелено на осуществление транзакций Инициатива приветствуется на всех уровнях
5. Стратегия Опирается на прошлый опыт, носит оборонительный характер Динамичная, интерактивная, нацеленная на пользу для потребителей
6. Защита окружающей среды и социальная ответственность По мере необходимости Интегрированы в стратегию
7. Инновации Нацелены на защиту существующей модели бизнеса Нацелены на развитие существующего и создание новых бизнесов
8. Операционная деятельность Выпуск запланированных объемов с минимальными затратами Превзойти ожидания клиентов с минимальными затратами
9. Продажи и маркетинг Стимуляция потребительского спроса Уникальность в глазах клиентов и пользователей
10. Управление персоналом Контроль трудовых ресурсов компании Привлечение и раскрытие потенциала талантов
11. Бюджетирование Конкуренция за ресурсы между подразделениями Бюджетирование отражает решения, принятые на уровне стратегии
12. Материальное стимулирование Большая часть достается высшему руководству В большей степени зависит от принесенной пользы

Основная проблема трансформации компании от менеджмента индустриальной эпохи к цифровому менеджменту заключается в необходимости убедить десятки, сотни, а иногда тысячи сотрудников в необходимости положить конец укоренившейся практике ведения дел почти что в каждом существенном аспекте.

Учитывая, что многие из тех, кого нужно убедить, являются хорошо образованными и опытными руководителями, на протяжении десятилетий успешно управлявшими компаниями в индустриальную эпоху, не удивительно, что крупные компании испытывают трудности с трансформацией. Некоторые даже сомневаются, что она в принципе осуществима.

 

Обсудить