Девять необходимых шагов по выработке стратегии цифровой трансформации


Оригинал: 9 Vital Steps To Create A Digital Transformation Strategy
Автор: Бернард Марр (Bernard Marr)

Очевидно, что развитие генеративного искусственного интеллекта, метавселенной и технологии web3 меняют облик бизнеса. Чтобы остаться современными и сохранить конкурентоспособность в условиях непрерывно изменяющегося технологического ландшафта, компаниями необходимо осуществить цифровую трансформацию.

Цифровая трансформация это не просто внедрение новых технологий – это переосмысление бизнес-процессов, улучшение клиентского опыта и внедрение инноваций. Рассмотрим шаги по созданию стратегии цифровой трансформации.

1. Определите цель и устремления

Как и в любом бизнес-проекте, начинать надо с видения и миссии. Если у вас их нет, то сейчас самое время чтобы их сформулировать. Если есть – отлично, посмотрите на них, чтобы убедиться в их актуальности. Оцените, какое влияние на видение и миссию окажут технологии в течение ближайших нескольких лет.

На всякий случай напомним, что миссия говорит, для чего существует бизнес, кому и для чего он нужен. Это ответ на вопрос «Что мы делаем?» Видение же определяет ваши амбиции на будущее.

2. Проверьте актуальность текущей бизнес-стратегии

Наверняка у вас есть стратегия, которая определяет основные цели и задачи бизнеса на ближайшие пару лет. Однако, сохранит ли она актуальность в будущем? Уверены ли вы в своей стратегии, принимая во внимание быстрое развитие технологий? Вот почему надо критически оценить – я бы даже сказал «поставить под вопрос» – текущую бизнес-стратегию.

3. Оцените линейку продуктов/услуг и свои бизнес-процессы

Пересматривая стратегию, обязательно обратите внимание на ценностное предложение – пользу, которую вы приносите клиенту. Ключевое слово здесь «ценность». Спросите себя: «как AI, метавселенная и web3 позволят нам приносить больше пользы нашим клиентам и миру в целом?».

Вполне уместно будет сформулировать какой-то экспериментальный проект, который не будет на сто процентов соответствовать вашим основным приоритетам. Это не страшно – экспериментируйте! Главное, не забывайте, что даже самые смелые эксперименты должны приносить пользу вашим клиентам, сотрудникам или другим заинтересованным сторонам. Иначе какой в них смысл?

То же самое можно сказать о бизнес-процессах. В стремлении улучшить свои процессы за счет ИИ, метавселенной и web3, важно держать в прицеле пользу, которую вы сможете предложить клиенту.

4. Выделите приоритетные проекты

После того, как на предыдущем шаге вы критически посмотрели на продукты, услуги и бизнес-процессы, у вас должен появиться список потенциальных идей или проектов. Это может быть запуск NFT в дополнение к физическому продукту, формирование уникального клиентского опыта через погружение в метавселенную, создание продуктов для удаленной работы с эффектом присутствия, использование генеративного ИИ в разработке новых продуктов, использование технологии блокчейн в цепочке поставок и т.д.

Как выбрать из всех этих возможностей те, на которых стоит сконцентрироваться в первую очередь? Для начала я рекомендую выбрать один стратегический проект, который позволит компании воплотить свое видение. Это должно быть что-то, что на 100% соответствует целям организации и будет предоставлять значительную ценность. В запасе у вас могут быть и другие стратегические проекты, но в качестве приоритетного надо выбрать какой-то один.

Разумеется, реализация стратегического проекта потребуют времени. Поэтому я рекомендую дополнительно определить один, два или три проекта «быстрых побед». Это могут быть проекты более экспериментальные или меньшие по масштабу, которые получится реализовать быстро и меньшими ресурсами. Проект может быть любым, лишь бы он приносил пользу. Такие быстрые победы нужны, чтобы с минимальным риском проверить свою способность успешно реализовывать проекты цифровой трансформации. Ваша команда при этом приобретет уверенность в своих силах и получит ценный опыт, который в дальнейшем пригодится для более масштабных стратегических проектов.

5. Определите требуемый набор компетенций

Для реализации ваших проектов наверняка потребуется определенный набор компетенций. Проведите аудит, чтобы выяснить каких компетенций компании не хватает, и определите, как вы будете закрывать эти пробелы (через найм, переподготовку, партнерские программы и т.д.).

6. Рассмотрите возможности партнерства и поглощения активов

Что делать, если нужных компетенций не хватает, а нанять сотрудников или фрилансеров с требуемым опытом вы по каким-либо причинам вы не можете? Можно купить компанию, у которых эти компетенции есть, установить партнерские отношения с другими компаниями или привлечь сторонних консультантов с опытом в нужной области.

7. Определите, что вы будете считать успехом

Крайне важно определить критерии успеха будущих проектов. Эффект может быть прямой (например, определенное количество посетителей) или косвенный (такой, как развитие компетенций в определенной области), контрольные точки и, конечно, метрики, по которым можно будет отслеживать прогресс. Другими словами, на этом шаге вы должны определить, какого результата вы ждете от проекта и как вы будете этот результат измерять.

8. Помните об этике и регулировании

Вам понадобится создать регулирующий орган структуры управления и разбираться с этическими проблемами, которые создают ИИ и иммерсивные технологии – такими как защита персональных данных, кибербезопасность, использование технологий во благо людей. Сейчас все больше компаний создают консультативные советы по этике.

Причем такие советы нужны не только для цифровой трансформации, они полезны и в других областях – например, они помогут справляться с масштабными реорганизациями бизнеса или избежать предвзятости при найме сотрудников. Совет по этике должен работать на благо компании целиком, а не решать частные задачи.

Важно добиться, чтобы этика формировала ядро корпоративной культуры. Для этого открыто говорите об этических проблемах и принимаемых в связи с ними решениях и встраивайте соответствующие практики в деятельность организации.

9. Определите какие технологии вам понадобятся

Вы наверняка удивились, что выбор технологии оказался на последнем месте, но это так и должно быть. Так я подхожу к выработке любой стратегии, связанной с перспективными технологиями. Начинать всегда надо с проработки целей, видения, общей бизнес-стратегии, ключевых проектов, компетенций, метрики возврата инвестиций и этических вопросов. Только после этого можно начинать думать об инвестициях в новые технологии. Никогда не начинайте с технологии.

Дело в том, что первые шаги – определение компетенций, целей, этических вопросов – самые сложные. После того, как эти вопросы проработаны, определить технологии, которые помогут в достижении целей, относительно легко. Вместе с тем я понимаю, технические вопросы могут оказаться очень сложными, особенно при той скорости, с которой сегодня развиваются технологии. Вот почему так важно иметь необходимые компетенции – или же надежных партнеров или консультантов, которые помогут определить, какие технологии позволят достичь желаемых целей.

Обсудить