Лучшие практики управления изменениями’2023


Компания Prosci является признанным авторитетом в управлении изменениями — ей принадлежит модель ADKAR, описывающая стадии, через которые последовательно проходит вовлеченный в изменения человек.

На протяжении 25 лет компания проводит исследования лучших практик в управлении изменениями. Последнее, 12-е по счету исследование, опубликовано на сайте компании, доступен также русский перевод.

Компания выделяет 7 лучших практик управления изменениями:

  1. Активная и явная поддержка со стороны высшего руководства
  2. Систематический подход к управлению изменениями
  3. Вовлечение рядовых сотрудников
  4. Частые и откровенные обсуждения
  5. Вовлечение проектных команд и интеграция с управлением проектами
  6. Выделение ответственных за управление изменениями
  7. Вовлечение и поддержка линейных руководителей

1. Активная и явная поддержка со стороны высшего руководства

Наличие руководителя, оказывающего активную поддержку на протяжении всех стадий жизненного цикла изменений, было и остается главным фактором успеха.

Эффективный спонсор изменений

  • поддерживает проект, постоянно уделяет  ему внимание, подчеркивает необходимость управления изменениями
  • выступает в качестве лидера изменений, подавая пример остальным
  • принимает ключевые решения в отношении изменений и добивается консенсуса в отношении приоритетов среди руководства
  • выстраивает прямые коммуникации с командами управления проектами и управления изменениями, доступен для обращения с их стороны
  • убеждает коллег оказывать поддержку, формируя коалицию спонсоров изменений

Исследование демонстрирует сильную корреляцию между эффективностью поддержки со стороны руководства и шансами на успех: 27% при очень слабой поддержке против 79% при очень сильной.

2. Систематический подход к управлению изменениями

Целенаправленный, четко определенный подход к реализации изменений позволяет заблаговременно предпринять разумные меры, своевременно выявить и устранить возникающие проблемы. Формализация подходов позволяет распространить управление изменениями на множество инициатив, реализующихся в организации.

Способы систематизации могут быть разными — 69% участников исследования используют методологию управления изменениями в качестве общих принципов, в качестве чек-листа и/или средства мониторинга прогресса. Следование формальной методологии повышает эффективность управления изменениями с 26% до 59%.

3. Вовлечение рядовых сотрудников

В новом исследовании этот фактор вышел на третье место, оттеснив коммуникации на четвертое.

Некоторые способы повышения вовлеченности:

  • отвечать на вопрос «какое мне до этого дело»
  • идентифицировать группы сотрудников, затрагиваемых изменениями, и выстраивать отношения с ними
  • проводить соответствующее обучение для групп, затрагиваемых изменениями
  • привлекать сотрудников к определению желаемой цели и проектированию решения

4. Частые и откровенные обсуждения

Специалистам по управлению изменениями часто приходится бороться с ошибочным представлением, что управление изменениями — это «просто коммуникации». Но хотя управление изменениями включает гораздо больше, эффективные коммуникации критичны для успешной реализации изменений.

Помимо частоты коммуникаций, имеют значение следующие факторы:

  • регулярность
  • непротиворечивость
  • прозрачность
  • мультиканальность
  • от кого сообщения исходят

Примечательно, что 58% сотрудников предпочитают узнавать о том, как изменения отразятся персонально на них, от своего непосредственного руководителя. В то же время узнавать о бизнес-причинах изменений большинство предпочитает от генерального директора.

Среди важных тем — ключевые причины изменения и чего следует ожидать в краткосрочное и долгосрочной перспективе.

5. Вовлечение проектных команд и интеграция с управлением проектами

Исследование подчеркивает необходимость интеграции управления изменениями с управлением проектами — это дополняющие друг друга дисциплины.

Почти три четверти респондентов в той или иной степени интегрируют управление проектами и управление изменениями. Интеграция осуществляется в отношении людей, процессов, методологии, результатов, инструментов и других аспектов, причем наиболее распространенным (86%) являются люди.

Конкретные примеры интеграции:

  • включение задач по управлению изменениями в план проекта
  • совместная работа с командой проекта
  • согласование календарных планов управления изменениями и управления проектом
  • комбинирование и назначение ролей и полномочий
  • обучение проектной команды управлению изменениями

По опросам участников, интеграция усилий по этим двум направлениям повышает шансы достижения целей проекта с 30% до 47%.

6. Выделение ответственных за управление изменениями

Чтобы управление изменениями в вашем проекте осуществлялось, не него необходимо выделить ресурсы и финансирование. Это подразумевает:

  • выделение людей и достаточного финансирования
  • выделение специалистов с опытом управления изменениями
  • команду или сообщество изменений, состоящее из людей гибких, амбициозных, решительных и готовых к сотрудничеству

Как сказал один из участников исследования, «если это не чья-то работа, то это ничья работа». Чтобы получить эффект от управления изменениями, необходимо кому-то его поручить, обеспечив соответствующим финансированием.

Данные исследования свидетельствуют о значимой корреляции между наличием выделенных за управление изменениями специалистов и результативностью управления изменениями.

7. Вовлечение и поддержка линейных руководителей

Потенциально, линейные руководители — главные союзники специалистов по управлению изменениям, поскольку они теснее всего общаются с сотрудниками, на которых повлияют изменения. Участники исследования выделяют следующие формы сотрудничества:

  • акцентированное разъяснение природы изменений и роли руководителей в процессе изменений
  • индивидуальные встречи, совещания и собрания, нацеленные на достижение взаимопонимания
  • помощь в осознании необходимости изменений, понимании того, как изменение повлияет на них, бизнес-причин изменений и необходимости управления изменениями
  • обеспечение материалами, инструментами и поддержкой, чтобы помочь руководителям понять изменения адаптироваться к ним
  • вовлечение и участие руководителей начиная с ранних стадий изменения и на всем протяжении жизненного цикла проекта

По мнению участников исследования, линейные руководители сильнее всего сопротивляются изменениям менеджеры среднего звена — их назвали 39% опрошенных. Для сравнения, рядовых сотрудников указали 25%, а высшее руководство —  11%. Как показали прошлые исследования, большую часть этого сопротивления можно преодолеть, если заложить работу с этой группой при планировании изменений.

Обсудить