Цифровая трансформация: банкам предстоит очень длинный путь


Оригинал: Digital Transformation In Banking: Banks Have A Long, Long Way To Go
Автор: Рон Шевлин (Ron Shevlin)

Пройдет год-полтора, и цифровая трансформация перестанет будоражить умы, уступив место очередной новомодной тенденции в менеджменте.

Но банкам для цифровой трансформации требуется гораздо больше времени. Как показало исследование Cornerstone Advisors, по состоянию на 2019 год приступила к реализации стратегии цифровой трансформации только четверть банков, а 45% ничего не предпринимали.

Неудивительно, что банков, далеко продвинувшихся в цифровой трансформации, не так уж и много – не более 36 процентов считает, что прошли половину пути.

В это тем более трудно поверить, учитывая, что среди небанковских организаций, вставших на путь цифровой трансформации в 2020 году, 20 процентов считает, что половина пути уже позади, а среди начавших в 2019 таких 27 процентов.

И если вы думаете, что те из банковских организаций, кто реализовал стратегию цифровой трансформации наполовину или больше, уже внедрили самые передовые технологии, то не спешите с выводами. Факты говорят об обратном, если мы говорим о таких технологиях как:

  • Облачные вычисления и API. Примерно четырем из 10 банков, которые считают, что они реализовали свои стратегии цифровой трансформации более чем наполовину, еще предстоит развернуть облачные вычисления или API. При этом один мой коллега убеждает меня перестать называть эти технологии «новыми».
  • Чат-боты. На мой взгляд, чат-боты относятся к базовым технологиям, которые  каждый банк рано или поздно начнет использовать в бизнес-процессах и цепочках потребительского опыта. Но я подозреваю, что большинство участников банковской отрасли не согласятся с моими оценками. До настоящего момента лишь около четверти всех банковских организаций, находящихся в процессе цифровой трансформации, внедрили у себя чат-ботов.
  • Машинное обучение. На сегодняшний день средства машинного обучения используют только 14 процентов (по их собственным оценкам) банков, реализующих программы цифровой трансформации. Небольшие цифры для технологии, которую считают революционной для отрасли.

Однако цифровая трансформация — это же не только внедрение новых технологий, правильно? По крайней мере так считают некоторые наблюдатели. В таком случае цифровая трансформация отразится на бизнес-результатах.

Или нет.

Менее трети банков, заявивших о реализации своей стратегии цифровой трансформации более чем наполовину, достигли пятипроцентного улучшения в каком-либо из девяти основных показателей эффективности.

А я-то думал, что 5% — это низкая планка.

Иллюзия цифровой трансформации

Как же нам относится к этим результатам?

Либо 1) понимание цифровой трансформации у руководства банков сильно отличается от моего (и, подозреваю, вашего тоже); 2) руководители банков заблуждаются (или вводят в заблуждение Cornerstone) в том, насколько далеко им удалось продвинуться в цифровой трансформации.

Перефразируя шутку Джеффа Фоксворти (Jeff Foxworthy) «должно быть, ты деревенщина, если ты…» – можно сказать, что вы прошли цифровую трансформацию, если:

  • На открытие счета уходит не больше пяти минут. По данным исследования компании Cornerstone Advisors, в 40 процентах банков, позволяющих открывать счета дистанционно, клиент тратит на открытие счета более 10 минут.
  • Решение по онлайн-заявкам на выдачу кредитов без обеспечения принимается моментально. В исследовании Cornerstone говорится, что в 54 процента банков заемщик должен потратить не менее 10 минут на оформление онлайн-заявки на выдачу кредита и лишь 30 процентов банков моментально принимают решение по таким заявкам.
  • Банк обладает исчерпывающими сведениями о финансовой стороне жизни клиентов. Банкиры часто хвастаются обилием данных о своих клиентах – не верьте этому. Потребители часто совершают финансовые транзакции в системах нескольких банков. Стало быть, если банк не «трансформировал» сбор таких данных, о цифровой трансформации вряд ли можно говорить.
  • Банк создал фабрику цифровых продуктов. Банкам необходима технологическая платформа, которая бы позволила им быстро и с минимумом затрат создавать, внедрять или развертывать новые цифровые продукты и сервисы. Такая цифровая платформа должна быть 1) модульной 2) поддерживать API и 3) облачной.

Исходя из этих критериев большинству банков до завершения цифровой трансформации еще очень далеко.