Пол Хармон о росте производительности благодаря ИТ


Оригинал: Harmon on BPM: Improving Productivity
Автор: Пол Хармон (Paul Harmon)

В последние 50 лет мы становились свидетелями удивительного феномена скачкообразного роста производительности благодаря информационным технологиям. Ведущие экономисты и ИТ-энтузиасты неустанно предсказывали, что инвестиции в информационные системы приведут к значительному повышению общей производительности. В то же время другие экономисты и ИТ-пессимисты регулярно проводили исследования, демонстрировавшие, что ИТ практически не сказывается на общей производительности. В течении десятилетия или даже больше предпринимались значительные усилия по повышению производительности с помощью ИТ, которые казалось бы терпели неудачу, как вдруг внезапно они увенчивались успехом. Выглядит это так, как будто приходилось преодолевать огромное сопротивление, и наконец, после десятилетия неудач, оно преодолевалось. Рассмотрим три примера.

Интеграция потока информации о бизнес-процессах

В начале 80-х книги Майкла Хаммера (Michael Hammer) и Билла Дэвенпорта (Bill Davenport) вызвали огромный интерес к оптимизации бизнес-процессов. В течении некоторого времени проводились конференции с докладами о крупных проектах реинжиниринга, но затем появились истории провалов. Похоже, что Хаммер с единомышленниками преувеличили возможности ИТ в деле революционных улучшений бизнес-процессов, и в итоге после ряда крупных неудач компании обратились к поискам альтернативных идей по оптимизации. По сути, Хаммер рассказывал о проектах, в которых были реализованы проприетарные системы коммуникации. С помощью этих технологий можно было организовать передачу информации между несколькими системами и благодаря этому выйти на новый уровень координации. Но в реальности сделать это было очень сложно. Разные интерфейсы, разные протоколы, нехватка разработчиков с необходимой квалификацией и т.д. — все это делало разработку больших систем, способных координировать множество распределенных приложений, делом очень сложным, а последующее сопровождение — еще более сложным. Очень крупные организации с большими командами программистов могли и делали это. Но большинство организаций не обладало необходимыми ресурсами, и проекты, которые они инициировали, скоро столкнулись с проблемами.

К концу 90-х проекты реинжиниринга в значительной степени стали сворачиваться, а ИТ-отделы сконцентрировались на проблеме Y2K и коробочном программном обеспечении (например, SAP), в котором проблемы интеграции были решены благодаря одному вендору, использующему единый протокол.

Но одновременно с угасанием интереса к реинжинирингу становилась популярной другая технология — интернет. Конечно, интернет существует уже довольно давно. Первоначально он был разработан DARPA в 60-х для обеспечения связи даже в случае ядерной войны или аналогичной катастрофы. Он использовал стандартные протоколы, контролируемые правительством, и существующие телефонные линии. Сообщения отправлялись небольшими пакетами и могли выбирать различные маршруты, чтобы гарантировать доставку из пункта А в пункт Б. В течении некоторого времени использование интернета ограничивалось лишь университетами. Ведущие ИТ-компании не желали использовать открытый стандарт, который они не могли контролировать.

Все изменилось с изобретением WWW в ЦЕРНе. Внезапно появился онлайновый графический мир, по которому так легко путешествовать. С появлением всемирной паутины появились легкие в использовании веб-браузеры и стала популярной электронная почта. После десятилетий сопротивления и пользователи, и компании отказались от проприетарных коммуникационных стандартов и перешли на общедоступные открытые стандарты. И внезапно открылась новая область совершенствования процессов на основе стандартов интернета, таких как XML, HTML и IIOP. Внезапно появилась возможность разрабатывать модели процессов, связывающие воедино выполняющиеся действия. Внезапно мир, который Хаммер и Дэвенпорт описали в восьмидесятых, стал реальностью.

BPM-системы, ставшие популярными в первые годы этого тысячелетия, это просто средства создания процессов, интегрирующихся с помощью протоколов интернета. Мечта 80-х годов об информационных супер-магистралях стала реальностью в первые два десятилетия нового тысячелетия.

Объектно-ориентированное программирование

Теперь рассмотрим адаптацию методов объектно-ориентированного программирования (ООП). ООП было изобретено в начале семидесятых и использовалось в Xerox PARC для создания языка программирования Smalltalk и дружественных пользовательских интерфейсов. Разработчики искусственного интеллекта использовали методы ООП в нескольких экспертных системах для моделирования сети знаний человека, а Стив Джобс, как известно, будучи в Xerox PARC изобрел Smalltalk и позаимствовал его концепцию для создания Lisa от Apple, а затем компьютера Mac. Я участвовал как в разработке экспертных систем, так и в усилиях Apple по распространению методов OOП среди программистов, разрабатывавших приложения для компьютеров Mac и прикладные экспертные системы. Позже, в начале 1990-х, я вел информационный бюллетень «Object Strategies Newsletter», в котором пропагандировалось использование объектных баз данных, объектно-ориентированных программных средств, таких как ObjectVision, и языков, таких как C++ и Object Pascal. Для продвижения объектно-ориентированных технологий как способа объединения различных приложений была создана организация The Object Management Group (OMG).

Все, кто занимался этим предметом, в итоге согласились, что переход на ООП намного повышает производительность программистов. К девяностым годам программные проекты стали распределенными и невероятно сложными, и ООП способствовал модульному подходу и внедрению современных методологий разработки программного обеспечения. Но несмотря на это, за несколькими видными исключениями, ООП не получило широкого распространения, а ожидаемое повышение производительности не было достигнуто.

Все внезапно поменялось в середине девяностых. Всемирная паутина была запущена в 1989 году, медленно развивалась в течение нескольких лет, а затем взлетела с появлением мощных веб-браузеров, таких как Mosaic/Netscape и затем Microsoft Internet Explorer. На волне интереса к веб-браузингу разработчики бросились изучать как разрабатывать веб-приложения. Внимание переключилось на язык Java от Sun и затем на его последователей, и онлайновый мир расцвел.

В контексте данной статьи важно, что Java был объектно-ориентированным языком — естественным наследником Smalltalk и C++. Но казалось, всех волновало, не это, а то, что Java был языком программирования в интернете. С некоторыми ограничениями, Sun предоставил Java в качестве открытого стандарта. Программисты не перешли на объектно-ориентированные языки — они перешли на язык интернета/веб, все остальное — лишь история.

Переходу на удаленную работу посредством интернета

Теперь рассмотрим недавние перемены. Эксперименты по работе из дома периодически проводились в течение тридцати лет. С изобретением компьютера и внедрением интернета идея о том, чтобы сотрудники работали на компьютерах из дома, стала очевидной возможностью. Но фактическая практика была очень скромной. Так получалось, что для серьезной попытки не хватало насущной потребности. Затем, в одночасье, всемирная пандемия COVID-19 все изменила.

Хотя сделано пока еще не так много, мы прогнозируем, что, оглядываясь назад из будущего, мы увидим, что бизнес в США как перешел в 2020 году на работу из дома, так и продолжил без заметных проблем. Конечно, бизнесы, зависящие от фактического присутствия — такие как путешествия, рестораны и отели — закрылись. Но большинство предприятий, связанных с доставкой продуктов в магазины и с предоставлением всевозможных услуг, продолжили работу без какой-либо остановки. К счастью для всех нас, пандемия случилась в 2020 году, когда у покупателей уже были компьютеры и они уже вовсю использовали электронную почту и онлайновые покупки через интернет. Amazon уже существовал, и его процессы были уже хорошо налажены, так что он просто перешел на повышенные обороты. Аналогичным образом, у большинства сотрудников уже были дома компьютеры и модемы, и для них не стало большой проблемой войти в свою корпоративную сеть. Сотрудники переместились, и большая часть офисной работы во время пандемии продолжилась без серьезных сбоев.

Теперь посмотрим что будет, когда пандемия утихнет. Некоторые вернутся к на рабочие места, другие останутся дома, а третьи перейдут на смешанный режим с большей, чем раньше, долей работы из дома.

Ключевая идея всего вышеизложенного в том, что переход на новые технологии не происходит гладко. Сначала должна появиться технологическая база. Иногда попытка перехода предпринимается, когда база еще недостаточна, и это приводит к неудаче. Также должно быть четкое видение перспективы, и должны наличествовать вспомогательные технологии, обеспечивающие переходный процесс. Также должен быть мощный стимул — что-то, что волнует людей и заставляет их попробовать что-то новое. Сопротивление переменам сильно; требуется настоящая волна энтузиазма или настоящий кризис, чтобы заставить людей всерьез испытать альтернативу.

Технологические изменения происходят скачкообразно: в течение некоторого времени никакого повышения производительности труда не происходит, а затем внезапно — быстрые изменения и скачок производительности. Как показывает история, группы, вдохновленные общим видением, могут собираться и вместе работать над внедрением изменений, но добиваться лишь незначительного прогресса. Затем, когда уже кажется, что перемены откладываются навечно, они внезапно происходят, вовлекая множество людей, никак не участвовавших в предшествующих усилиях.

Это заставляет задуматься о том, какой переход готовится в настоящее время. За время пандемии было уволено много людей. Часть из них принимается обратно. Часть работников уже были избыточными, но их не увольняли, чтобы избежать социальных проблем. Теперь, после того как их уволили «из-за пандемии», повысив тем самым производительность труда, компании не будут брать их обратно. Другие компании, столкнувшись сейчас с нехваткой рабочей силы, станут внедрять новые технологии, чтобы компенсировать уменьшение количества сотрудников. Мы уже читали о заказах в ресторанах через смартфон как способе компенсировать нехватку официантов. Ясно, что продолжатся изменения в организации офисной работы и взаимодействии компаниями с клиентами, но что еще будет меняться?

Использование технологий для повышения производительности продолжится. Новые технологии будут с трудом пробивать себе дорогу, а затем какое-то событие, ожидаемое или нет, послужит дополнительным стимулом, и внезапно мы станем свидетелями нового продвижения вперед.

Обсудить