Демократизация ИТ: ИТ-директора принимают руководящую роль бизнеса


Оригинал: CIOs embrace business-led IT amid tech democratization
Автор: Клинт Бултон (Clint Boulton)

Время «теневого» ИТ заканчивается: ИТ-директора все чаще приветствуют инициативы бизнеса по разработке и приобретению ИТ-решений, оставляя за собой функции надзора и управления взаимоотношениями с вендорами.

В течение длительного времени руководители ИТ-подразделений бойкотировали решения, внедренные без их ведома. Такое «теневое ИТ» становилось камнем раздора между ИТ-директорами, считавшими своим долгом его блокировать, и руководителями бизнес-направлений, полагавшим, что они вправе приобретать и разрабатывать ПО, которое они считают нужным.

Однако подули другие ветра, и на то были веские причины. Во-первых, появление low-code и других средств разработки приложений силами «гражданских» демократизировало разработку, ликвидировав монополию ИТ-служб. Во-вторых, переход от противодействия к поддержке таких инициатив помогает снять с ИТ-подразделения часть нагрузки, многократно возросшей в связи с быстрым повышением планки требований к цифровой составляющей бизнеса.

«Когда бизнес-подразделение приобретает или внедряет у себя ИТ-решение, это становится своего рода аварийным клапаном, позволяющим уменьшить число проектов, переполняющих очередь на реализацию силами ИТ.», — отмечает Арт Ху (Art Hu), CIO компании Lenovo. «Тренд на самообслуживание подразумевает также, что ИТ-служба не делает для бизнеса все, что в принципе могла бы», – говорит Ху, которому приходится сталкиваться с такими вещами, как несанкционированные облачные приложения и маркетинговые сайты. «Если ИТ не в состоянии в требуемый срок дать бизнесу то, что ему нужно , то бизнесу приходится искать решение на стороне.»

Цифры в пользу самообслуживания

Похоже на то, что все больше ИТ-директоров приветствуют наступление эры ИТ-инициатив, исходящих от бизнеса. По мнению аналитика Gartner Раджеш Кандасвами (Rajesh Kandaswamy), в будущем непрофессионалы будут создавать до 80% ИТ-решений и сервисов, а в ИТ-бюджете на долю исходящих от бизнеса инициатив будет приходиться до 36%. Кандасвами отмечает, что «потребности таких заказчиков не всегда вписываются в предложения традиционных поставщиков». И добавляет: «те CEO, которые смотрят на новые цифровые возможности для бизнеса как на поле для командной игры, нормально воспринимают, когда они реализуются без участия ИТ-подразделения».

По словам Ху, «ИТ-директору не стоит воспринимать такую ситуацию негативно. Обсуждая с коллегой из бизнес-подразделения использование несанкционированного технического решения, он должен искать почву для дальнейшей совместной работы. Например, когда бизнес-подразделения Lenovo начали экспериментировать с технологией RPA, в конце концов они обратились к ИТ-службе за помощью во взаимодействии с поставщиками. Подобные трудности стимулируют бизнес обращаться к ИТ-службе тогда, когда в этом возникает необходимость, что приводит к партнерским отношениям между бизнесом и ИТ. При правильном подходе бизнес получает больше прав в принятии решений и больше возможностей.»

Помощь бизнесу через надзор и подстраховку со стороны ИТ

Когда бизнес начинает смотреть на себя как на ИТ-компанию, на ИТ-директора неизбежно ложится обязанность сотрудничать с бизнес-направлениями в создании практичных решений для сотрудников и клиентов. Один из способов этого добиться – создать работоспособную модель приобретения и «гражданской» разработки ИТ-решений, вписывающихся в ИТ-архитектуру компании. Именно к этому стремится Стивен Франчетти (Stephen Franchetti), CIO компании Samsara.

За корпоративные данные, ERP, CRM и DevOps отвечает команда поставщика ПО. При этом бизнес-подразделения, например отделы продаж или маркетинга, могут приобретать ПО для своих нужд, но в рамках существующей ИТ-архитектуры, с соблюдением требований безопасности и других ИТ-стандартов. Франчетти считает, что ИТ-директор должен быть готов к такому разделению ответственности. «Если он не примет такое положение дел, то окажется среди отстающих», – добавляет он.

CIO компании Nielsen Пэт Динин (Pat Dineen) довелось побывать как в лагере бизнеса, так и в лагере ИТ. Перейдя в ИТ после продуктового менеджмента, руководства маркетингом и продажами, он умеет лавировать между потребностями бизнеса и риском навлечь на себя гнев со стороны ИТ-службы и знает, что прощение получить легче, чем разрешение. «Кратчайший путь не всегда лежит через ИТ» – говорит Динин.

За два года с момента своего прихода в Nielsen Динин изменил операционную модель ИТ, предоставив продуктовым командам право самим распоряжаться бюджетом и администрировать ИТ-решения, которые им нужны. Его команда помогает в вопросах безопасности и в ведении переговоров с вендорами. Хотя его служба поддерживает такие критически важные системы, как CRM и финансы, переход на системы SAP S/4 HANA и SuccesFactors осуществляется под руководством службы HR.

«Мы вытаскиваем теневое ИТ на свет, и это правильно» – говорит Динин о модели управления ИТ-инициативами со стороны бизнеса в Nielsen и добавляет: «я активный сторонник такого подхода».

Пример не в пользу идущих от бизнеса ИТ-инициатив

ИТ-руководители в компаниях, бизнес которых построен на данных, могут столкнуться с необходимостью обуздать расходы на внешние решения. Именно это произошло в компании Quotient Technology, специализирующейся на информационном обеспечении рекламных компаний, по словам Ленин Гали (Lenin Gali). Совмещая должности директора по ИТ и директора по ИТ-безопасности, Гали, как и некоторые другие ИТ-руководители, отдает приоритет информационной безопасности.

«Когда бизнес-модель компании начинает все сильнее зависеть от обеспечения кибербезопасности и защиты персональных данных, ИТ-инициативы бизнеса сопряжены с проблемами и рисками», – говорит Гали. Quotient Technology ликвидировала теневое ИТ, централизовав все закупки через отдел снабжения. Важная роль в принятии решений о закупках отведена также юридическому отделу.

Вместе с тем, Гали признает, что в эру расцвета инструментов автоматизации на базе машинного обучения и искусственного интеллекта наибольшую управляемость обеспечивают вертикально-интегрированные программы закупок. «Технологии будут эволюционировать все быстрее, и крупные организации не смогут оставаться в стороне», считает Гали.

Такие ИТ-руководители, как директор по цифровой трансформации компании Honeywell Шейла Джордан (Sheila Jordan), справляются с этой ситуацией, отказываясь от лучших в своем классе решений в пользу платформенных, которые приобретают, развертывают и администрируют ИТ-специалисты. Джордан, которой довелось работать в компаниях с преобладанием теневого ИТ, отмечает, что такой подход не сочетается с вертикальной интеграцией, необходимой для реализации стратегий цифрового развития.

Застопорить идущие от бизнеса ИТ-инициативы не получится

Некоторые, как например технический директор компании Pegasystems Дон Шуерман (Don Schuerman), могут сказать, что причина всплеска приобретений технологий кроется в желании участников рынка не отстать от процессов цифровой трансформации. Даже если так, ИТ-подразделения точно не останутся в стороне. Шуерман проводит аналогию с закрытием ресторанов в пандемию COVID-19. Готовить дома стали многие, но нельзя сказать, что каждый вознамерился стать шеф-поваром. Точно так же, как приготовление некоторых блюд лучше оставить профессионалам, многие ИТ-проекты, например внедрение ERP или CRM, следует доверить специалистам, считает Шуерман.

Раз так, CIO должны активно участвовать в выработке решений по технологиям в рамках исходящих от бизнеса инициатив, и особенно в компаниях, расширяющих перечень цифровых продуктов, говорит Кандасвами из Gartner. «В противном случае они быстро потеряют влияние», – говорит он. «Технологии слишком важны для будущего компании, чтобы отдавать их на откуп одному подразделению».

Советы по поддержке идущих от бизнеса ИТ-инициатив

ИТ-руководителям, которые идут этим нелегкий путем, можно посоветовать следующее:

  • Станьте для бизнеса кем-то вроде консьержа в дорогом отеле. Помощников и партнеров бизнес ценит выше, чем вахтеров и исполнителей, считает Кандасвами. «Чтобы сохранить влияние, придется поступиться частью контролирующих функций», — добавляет он. Один из возможных путей для ИТ-службы – найти свое место в операционной модели продукта и тем самым начать гораздо лучше разбираться в бизнесе.
  • Возглавьте кросс-функциональное взаимодействие. ИТ-служба в состоянии справиться далеко не с каждой возникающей у бизнеса проблемой. ИТ-директор может помочь в решении широкого круга проблем советами, инструментами и предостережениями, работая с бизнесом в формате кросс-функциональных продуктовых команд. Укомплектованные должным образом, такие команды смогут транслировать технические термины в понятные бизнесу метафоры, задающие направление к бизнес-целям. «Надо придумать как дать бизнесу «песочницу», но огороженную, чтобы «дети» не залезли куда не надо», – подчеркивает Шуерман.
  • Создайте набор готовых интеграционных коннекторов. По мнению Шуермана, аналогично тому, как разработчики создают библиотеки программных компонент, ИТ-подразделениям следует создать библиотеку интеграционных компонент, обеспечивающих подключение к API и микросервисам бэкенда. «Там, где ИТ не обеспечивает своих партнеров в бизнес-подразделениях готовой инфраструктурой интеграции, возможности бизнес-инноваций серьезно ограничены», считает Шуерман. «Бизнес все равно сделает то что ему нужно, но по-своему, а ИТ потом придется расхлебывать.»
Обсудить