Роль цифровизации и программного обеспечения в цепочках создания ценности


Оригинал: Why digitalization and software are essential to the value chain
Автор: Ноэль Невшехир (Noel Nevshehir)

  • Цифровизация трансформирует бизнес-модели: происходит разворот от традиционных офлайновых форматов и физических активов к более экономным методам.
  • Большой простор для инноваций открывает концепция бизнеса, построенного вокруг программного обеспечения.
  • Дальнейший прогресс будет связан с внедрением искусственного интеллекта и машинного обучения, позволяющих непрерывно открывать новые возможности улучшения товаров и услуг.

Больше десяти лет назад основатель компании Netscape Марк Андриссен (Mark Andreessen) в статье с говорящим названием «Почему программное обеспечение завоюет мир», опубликованной Wall Street Journal, высказал мысли, которые оказались пророческими. Сегодня это же можно сказать про цепочки создания ценности: программное обеспечение радикально трансформирует жизненный цикл продуктов от рождения до смерти и в целом взгляд на традиционные отрасли, такие как офлайновая торговля и промышленность.

Каноничными примерами в розничной торговле являются сеть книжных магазинов Borders и сервис видеопроката Blockbuster, обанкротившиеся, не выдержав конкуренции с Amazon и Netflix, соответственно. В автоиндустрии рыночная капитализация Tesla составляет 941 млрд. долларов США (на момент публикации статьи – прим. перев.), превышая суммарную рыночную стоимость следующих девяти мировых автопроизводителей. При этом материальные активы компании Илона Маска (Elon Musk) составляют лишь малую долю капиталовложений. Бизнес-модели, построенные вокруг программного обеспечения, доказали свою производительность и результативность, а также способность быстро эволюционировать, подстраиваясь под запросы потребителей и новые рыночные возможности, и внедрять инновации ускоренными темпами.

Как это получается? И если бизнес-модели, построенные вокруг программного обеспечения, так хороши, почему все ведущие компании и отрасли промышленности еще не взяли их на вооружение?

Необходимые предварительные условия цифровизации

Цифровая трансформация невозможна без изменения культуры и образа мышления сотрудников организации, без духа новаторства и изобретательства. Илон Маск был одним из немногих, кто понял, какую важную роль играет ПО в цепочках создания ценности в материальных отраслях, в то время как ведущие автопроизводители не воспринимали всерьез ни технологические достижения в разработке электромобилей, ни экспоненциальный рост вычислительных мощностей, ни уровень сложности автомобиля, за которым стоят 100 миллионов строк программного кода.

Фактически электромобиль – это компьютер на колесах. Тачскрин, навигационное оборудование, датчики безопасности, «умные» устройства и облачные обновления – это все программное обеспечение. Границы между «железом» и ПО размываются, они становятся неразличимыми, ведущая роль переходит от инженеров-механиков к инженерам-программистам.

Своим успехом Tesla обязана также стратегии онлайновых продаж, позволившей избавиться от затрат на развертывание дилерской сети и на содержание отделов продаж. Кроме того, компанию отличает отсутствие громоздкой иерархии – организационно Tesla близка к одноуровневой сети команд, что дает ей возможность быть гибкой и восприимчивой к требованиям рынка и запросам клиентов.

Традиционным же производителям, даже если они видят преимущества новых подходов, тяжело отказаться от традиционной бизнес-модели и стратегии, в которые так много вложено.

Думай по-новому

Программное обеспечение и быстрота технологических изменений в сочетании с изменением потребностей клиентов привели к появлению на рынке новых игроков. Они вытеснили участников, которые полагались на традиционные бизнес-модели, не адаптировались к меняющимся реалиям и в конце концов отстали в технологиях.

Исторически, в основе прогресса человечества всегда лежало умение шагнуть за рамки известных методов решения задач и адаптироваться к изменившемуся миру. Головокружительное развитие таких технологий, как машинное обучение (опирающегося на большие данные, искусственный интеллект и алгоритмы), обеспечит нас инструментами для решения проблем завтрашнего дня. Программы, способные писать программы, как бы по-оруэлловски тревожно это не звучало, являются ключом к росту всемирного богатства и уровня жизни.

В 2019 году Питер Бендер-Самуэль (Peter Bender-Samuel) отметил в статье Forbes, что может быть ПО и завоевывает мир, но прямо сейчас ПО интенсивно поглощается сервисами. Многие производители, привыкшие работать с материальными объектами, просто не приспособлены к тому, чтобы работать в мире цифровых сервисов. Конечно, масштаб распространения сервисов еще нельзя назвать большим, но результаты уже довольно ощутимы. Сервисы становятся своеобразной «кровью» цифровизации по мере того, как компании инвестируют в ПО, чтобы заменить сотрудников, оборудование и унаследованные ИТ-системы.

Более того, сегодня компании предпочитают не тратить деньги на строительство собственных дата-центров, а арендовать ПО в облаке. Подход «как услуга» оказался более производительным и результативным, чем самим владеть ПО, разбираться с программным кодом и интеграцией корпоративных систем. Такой подход позволяет дизайнерам и инженерам сосредоточится на повышении качества и пользе для клиента.

Ценность для потребителя заключается выражается в более продуманных решениях, основанных на анализе алгоритмами искусственного интеллекта данных и телеметрии, собранных через высокопроизводительную сеть.

Перевод бизнес-моделей на новые рельсы

Парадоксально, но поглощение сервисами программного обеспечения ускоряет распространение ПО. Происходит переход от продаж лицензий к бизнес-модели, основанной на мгновенном доступе к ПО как услуге, которое удобнее для клиента и требует от него существенно меньших усилий.

Развитие концепции «ПО как услуга» привело к тому, что компании стали повсеместно использовать ПО в своей деятельности. В связи с этим компаниям сегодня жизненно важно повышать внутренний уровень компетенций в области ПО и технологий, чтобы грамотно выбирать инструменты, отвечающие долгосрочной стратегии.

Ставка на софт делается не только в промышленности. Deer & Company, ведущий производитель сельхозмашин с 200-летней историей, недавно разработал ПО, повышающего эффективность и производительность выпускаемого оборудования. Воспользовавшись технологией интернета вещей, компания разработала самоуправляемые тракторы с системой «умных» опрыскивателей гербицидов, которые могут отличать сорняки от полезных культур. Также компания вывела на рынок высокопроизводительную сеялку, способную высевать точно заданное число семян на гектар на заданную глубину.

Делать больше с меньшими затратами выгодно и фермерам, и потребителям, а также полезно для окружающей среды. Компания же получает дополнительный доход, предоставляя фермерам за плату полезные телеметрические данные.

Благодаря компаниям-пионерам внедрения цифрового мышления в материальный мир ПО как услуга и облачные технологии постепенно становятся привычными. Тем самым готовится почва для революционных изменений в цепочках поставок. Если программное обеспечение завоевывает мир, а сервисы ускоряют распространение ПО, то представьте, что нас ожидает в ходе четвертой промышленной революции.