Стратегия цифровой трансформации должна начинаться с вопроса «для чего»


Оригинал: Every digital transformation strategy needs to start with “why”
Автор: Чинтан Джайн (Chintan Jain), Kissflow

Отправная точка цифровой трансформации — определение целей и и цифровых потребностей организации.

Без сомнения, инвестиции в цифровую трансформацию — правильный выбор для большинства организаций. В то же время даже при условии масштабных усилий достичь желаемых результатов оказывается непросто — как показывают статистические опросы, доля неудач составляет примерно 70%. В какой-то степени эти цифры неудивительны.

Многие компании считают, что для проведения полномасштабной цифровой трансформации достаточно вложить сколько-то тысяч долларов в новейшие программные средства. Это ошибка, которую совершает большинство организаций. Стратегия цифровой трансформации должна начинаться с важного вопроса: «для чего?».

Анализ того, что вашей компании может дать цифровая трансформация, и обоснование того, почему это необходимо, — вот первый и самый важный шаг, который необходимо сделать, прежде чем приступать к цифровой трансформации.

Анализ причин, по которым вашей организации нужна цифровая трансформация

Менталитет большинства руководителей — «сначала внедряй, потом задавай вопросы». Но цифровая трансформация должна направляться не технологиями.

Внедрение даже самой лучшей технологии без соответствующих процессов, корпоративной культуры и людей будет напрасной тратой времени. Посмотрите внимательно на цели вашей компании на ближайшие пять-десять лет и проанализируйте, как цифровая трансформация может ускорить их достижение.

Например, для производственной компании целью может быть высококачественная продукция, обеспеченная выдающимися инженерными компетенциями. Держа в уме это видение, начните продумывать сценарии использования цифровых технологий, которые позволят ускорить достижение этой цели.

Такой подход позволит разработать вдохновляющий план цифровой трансформации и выяснить, имеется ли под ним бизнес-обоснование. Еще одно преимущество такого подхода — вы сможете определить области, в которых для успеха цифровой трансформации потребуется изменить корпоративную культуру.

Перечень обязательных вопросов до принятия решения о цифровой трансформации

Для большинства организаций цифровая трансформация — это лишь вопрос времени. Тем не менее, прежде чем принимать такое важное решение, ответьте на несколько основополагающих вопросов.

Зачем нам нужна трансформация?

Определите конкретные проблемы, которые вы хотите решить с помощью цифровой трансформации, и определите цели. Это повысит шансы на успех и поможет определить показатели, по которым будет оцениваться результат инициативы.

Как это скажется на бизнесе?

Все верят, что цифровая трансформация окажет на их бизнес значительное положительное влияние. Но насколько большим оно окажется в действительности?

Речь ведь не о покупке нового программного обеспечения или пакета цифровых технологий. Цифровая трансформация часто приводит к изменениям во всей организации сверху донизу, и чтобы она сработала, все должны быть готовы к таким изменениям.

В какие технологии следует инвестировать?

Стремление срочно цифровизовать свой бизнес зачастую приводит к тому, что компании хватаются за технологические новинки просто чтобы почувствовать, что они идут вперед. Однако у каждого бизнеса свои потребности, и не каждая технология подойдет именно вам. Вы должны найти тот продукт, который принесет максимум выгоды вашему бизнесу.

Можем сделать сами или понадобятся партнеры?

Как правило, цифровая трансформация не ограничивается покупкой нового пакета программного обеспечения. Возможно стоит рассмотреть возможность долгосрочного сотрудничества с внешними партнерами, которые будут направлять вас на протяжении всего процесса. Нужно будет определиться, как оценивать и выборать партнеров.

Начните цифровую трансформацию с определения областей, которые вы намерены цифровизовать

Проведите инвентаризацию ваших текущих ресурсов, информационных систем и процессов. Расспросите различные департаменты об имеющихся цифровых процессах и о том, как они стыкуются друг с другом.

В большинстве случаев цифровая трансформация — это просто поиск способа интеграции разрозненных данных и процессов в более оптимизированную структуру. Некоторые шаги на этом пути:

1. Выявите отставание и сформулируйте общие цели

На выходе инвентаризация у вас должно быть полное понимание — что работает, а что нет. Это позволит выявить процессы, нуждающиеся в оптимизации и упорядочивании с помощью цифровых технологий. Маленькая хитрость заключается в том, чтобы найти процессы трудоемкие и длительные.

Кандидатами на цифровизацию являются также области, чувствительные для клиентов. Можно также посмотреть на конкурентов — где они внедряют цифровые процессы и какова отдача от инвестиций (ROI).

2. Будьте готовы к изменениям корпоративной культуры

Чтобы цифровая трансформация была успешной, она должна сопровождаться изменениями в культуре. Технологии приобрести легко, а эту составляющую цифровой трансформации нельзя купить.

Первый шаг — убедиться, что вовлечены все, от высшего руководства до сотрудников.

3. Начинайте с малого и не усложняйте без нужды

Хотя конечной целью цифровой трансформации может быть охват всего предприятия, начинать можно с малого. Серьезные изменения, производимые внезапно, могут вызвать сопротивление персонала и привести к ошибкам.

Лучше проводить изменения пошагово и оценивать результаты после каждого шага.

4. Измеряйте результаты и корректируйте курс

Это одна из основных причин, почему важно начинать с вопроса «для чего». Отталкиваясь от заявленных целей, вы сможете измерить результаты и при необходимости пересмотреть процессы. Обязательно проверяйте регулярно прогресс в достижении целей, и устраняйте проблемы, вызывающие задержки.

На что следует обращать внимание при оценке и выборе инструментов

Разобравшись с прочими аспектами цифровой трансформации, можно начать думать о технологии, которую вы сможете использовать для достижения целей. Оценивая инструменты цифровизации процессов, следует обращать внимание на следующее:

Отталкивайтесь от целей, а не от технологии

На рынке предлагаются различные цифровые инструменты, каждый с множеством функций. Выбрать оптимальный инструмент исходя из функциональных возможностей может быть очень сложно.

Эффективный способ — сначала определить свои потребности и затем выбирать программный продукт, возможности которого максимально им соответствуют.

Простые инструменты, не требующие программирования

«Гражданские» разработчики — самый ценный актив цифровой трансформации. Это обычные сотрудники, получившие возможность самостоятельно разрабатывать и внедрять цифровые решения для решения их бизнес-задач.

Они это делают с помощью платформ no-code/low-code. По сравнению с заказной разработкой информационных систем этот способ менее затратный и более прогнозируемый.

Интеграция важна

Проще внедрять те инструменты, которые легко интегрируются с уже используемыми системами. Это избавит вас от необходимости внедрять по всей компании десятки решений.

Легкость интеграции также даст возможность расширить функциональность используемого пакета программного обеспечения.

Масштабируемость

Некоторые программные продукты становятся слишком дорогими с увеличением числа используемых функций. Другие плохо справляются с растущей нагрузкой. Обязательно подумайте о том, как ваша компания будет развиваться и расти в ближайшие годы, и выберите инструмент, который сможет расти в соответствии с вашими потребностями.

Выводы

Компании во всех отраслях стремятся разобраться, как использовать цифровую трансформацию для модернизации операций. Хотя это направление, безусловно, является многообещающим, лицам, принимающим решения в области ИТ, следует избегать инвестирования в технологии ради технологий.

Следует уделять больше внимания вопросам «для чего» и «как» это делать. Это обеспечит устойчивость и эффективность вашей цифровой трансформации.

Обсудить