Четыре разновидности цифровой трансформации


Оригинал: 4 Types of Digital Transformation
Автор: Роб Тернер (Rob Turner)

Что первично – цифровая трансформация или бизнес-стратегия? Если вы надеетесь, что цифровая трансформация решит все проблемы, то возможно, вам стоит пересмотреть ИТ-стратегию. Цифровая трансформация становится мощным инструментом преобразования бизнеса только в сочетании с эффективной ИТ-стратегией. Слишком часто руководители бизнеса ожидают, что технология подскажет, какой должна быть бизнес-стратегия. В действительности же цифровая трансформация и развитие ИТ подчиняются общей стратегии развития бизнеса. В отсутствии четко поставленных целей ИТ-стратегия будет неэффективна, а цифровая трансформация провалится. Словосочетание «цифровая трансформация» звучит внушительно и масштабно, но в реальности большинство бизнесов можно трансформировать с помощью малой доли имеющихся сейчас технологий. Трансформация не должна следовать принципу «все или ничего».

Что заставляет бизнес трансформироваться? Например, в пандемию COVID-19 срочная потребность в автоматизации и цифровой трансформации была связана с необходимостью минимизировать издержки, наладить удаленную работу и повысить гибкость цепочек поставок. Эффективное использование технологий в сочетании с выверенной ИТ стратегией способны принести впечатляющие результаты.

Но несмотря на преимущества цифровой трансформации, преобладающим во многих компаниях остается ручной труд. Они внедряют автоматизацию, но им не удается полностью раскрыть его потенциал.

Каждая компания должна искать возможности применить цифровые инструменты для достижения своих целей. Рассмотрим четыре варианта цифровой трансформации и эффект для бизнеса, который они могут дать.

1. Бизнес-процессы

Изо дня в день ваши сотрудники работают над достижением проектных и командных целей. Но как именно они это делают и как выстроены процессы в организации? Понимание того, как работает бизнес, позволит спрогнозировать, каким образом цифровая трансформация может рационализировать ваши процессы. Внедрив некоторые цифровые технологии, бизнес может снизить затраты, повысить качество и скорость работы.

Но несмотря на это, лишь треть задач автоматизируется с помощью ИТ. Избыточный ручной труд тянет бизнес-процессы на дно. Цифровая трансформация позволяет свести ручной труд к минимуму и высвободить рабочее время сотрудников для работы с максимальной отдачей над приоритетными и значимыми задачами.

Так, на старте цифровой трансформации в компании Riley Permian, специализирующейся на нефтеразведке:

  • Не было средств удаленной работы. Сотрудники были вынуждены ежедневно посещать каждую емкость для проведения обслуживания, а геологические данные размещались на локальных серверах в офисе компании.
  • Отчеты составлялись вручную. Но составление простого отчета уходили дни, и за это время данные в нем теряли актуальность.
  • В составлении основных отчетов – по расходу материалов, складским запасам, производству и т. д. участвовало множество исполнителей, а чем больше людей, тем больше ошибок из-за человеческого фактора.

В 2009 году в рамках цифровой трансформации процессы, требовавшие многочасовых трудозатрат, были автоматизированы. В результате из компании с тремя сотрудниками, устаревшим ПО и процессами, Riley Permian превратился в публичную компанию с современными системами и потенциалом роста.

2. Бизнес-модель

Некоторые бизнесы нуждаются в радикальном пересмотре того, какую пользу они приносят потребителям. Осуществить такие фундаментальные изменения позволяет цифровая трансформация.

  • Netflix

В определенный момент компания Netflix столкнулась с фундаментальной проблемой и одновременно возможностью. Основанная и выросшая как сервис доставки видео на DVD, компания оказалась в ситуации, когда скорость передачи данных в Интернет удваивалась каждые 18 месяцев, делая возможным распространение видеоконтента по сети. Тед Сарадос (Ted Sarados), бывший в то время сотрудником Netflix, вспоминает: «мы ни минуты не колебались, стоит ли пытаться спасти наш бизнес на DVD». Как только пропускная способность сделала это возможным, компания стала предлагать клиентам стриминговый сервис, перейдя на новую бизнес-модель. Попутно Netflix произвел революцию в производстве телевизионного контента. Таким образом, ставка на инновации сыграла и в защите, и в нападении. Бизнес вырос, а цифровая трансформация помогла справиться с конкурентами и с переделом рынка.

  • UnderArmour

Компания по производству спортивного оборудования UnderArmour – еще один пример того, как кардинальная смена бизнес-модели позволяет реализовать миссию компании. Оказавшись втянутой в конкурентную борьбу, компания решила по-новому взглянуть на свою миссию помогать спортсменам всех уровней повышать уровень подготовки и создать для них новые сервисы.

UnderArmour приобрела несколько цифровых спортивных сервисов, в том числе MapMyFitness, EndoMondo и MyFitnessPal. Благодаря этим активам удалось улучшить качество обслуживания и укрепить контакт с клиентами – проинформировать их о бренде и направить в магазины компании. Поскольку число подписчиков этих сервисов насчитывало свыше 200 миллионов, такая стратегия оказалась очень успешной.

3. Трансформация отрасли

Многие компании со временем достигают пределов роста в рамках своей отрасли или группы товаров. Когда такое случается, медленно адаптирующиеся компании зачастую погибают. Прозорливые компании для преодоления плато роста и выхода на другие рынки осуществляют цифровую трансформацию отрасли. Освоение новых рынков открывает компании массу новых возможностей для роста и открывает второе дыхание на ее исходном рынке.

  • Amazon

В 2017 году Amazon за $13 млрд. приобрел компанию WholeFoods, выйдя на рынок торговли продовольственными товарами. Эта новость всколыхнула всю отрасль, буквально за одну ночь заставив продуктовых ритейлеров начать думать о «цифре». Они поняли, что в их отрасль пришла цифровизация, что они этой ситуации являются отстающими и должны искать способы удержаться в бизнесе.

Amazon наделал шуму и в еще одной отрасли, когда создал Amazon Web Services. На протяжении более 20 лет бизнес ИТ-компаний держался на написании и поддержке огромных объемов кода. Amazon увидела возможность высвободить ресурсы команд разработчиков и предложила сервисы для решения рутинных ИТ задач. Благодаря таким сервисам порог входа в отрасль снизился, сделав ее доступной для небольших компаний. Предприниматели получили возможность конструировать новые сервисы с принципиально новым функционалом на базе готовых облачных решений.

4. Трансформация организации и корпоративной культуры

Цифровая трансформация, и особенно ее организационная и культурная составляющие, несет в себе огромные возможности. Однако в каждой компании эти две составляющие реализуются по-своему. Технологии продолжают стремительно развиваться, открывая для организаций новые возможности поменять своей имидж. Некоторые общие признаки трансформации культурной и организационной составляющих:

  • Решения инициируются снизу, а не сверху. Сегодня больше, чем когда-либо в прошлом, руководители получают обратную связь от клиентов и нижестоящих сотрудников. Внутри компании возникают коммуникации, которые всего пару лет назад сочли бы неслыханными.
  • Итерационные изменения – это принципиально. Постоянно возникает множество целей и задач, и лучше постоянно достигать небольших целей и постоянно совершенствоваться, чем пытаться достичь совершенства одним большим скачком.
  • Больше свободы для экспериментов, получения обратной связи, осознанного риска, проб и ошибок. Организации необходимо принять такой подход, чтобы раскрыть весь потенциал трансформации.

Цифровая трансформация продолжает кардинально менять бизнес-ландшафт, и чтобы в полной мере реализовать ее потенциал, компании должны твердо придерживаться своей ИТ-стратегии. Сочетание этих инструментов способно обеспечить организации потенциал роста и фундаментальные позитивные изменения.

Обсудить