Наибольшее сопротивление RPA исходит из отделов ИТ


Оригинал: The greatest resistance to Robotic Process Automation comes from IT departments
Автор: Джо МакКендрик (Joe McKendrik)

В последнее время я слышу, как поднимающуюся волну автоматизации процессов и вытеснения работников называют «цифровой рабочей силой». Это подразумевает работу рука об руку с людьми — примерно так же, как временные сотрудники работают вместе с постоянными.

Вне зависимости от того, нравится вам это сравнение или нет, созвездие технологий, породивших цифровую рабочую силу, является производственной силой, которой следует воспользоваться. И если делать это продуманно и в сочетании с духом предпринимательства, то это откроет новые горизонты и для компании, и для ее «водно-углеродных сотрудников».

Таков взгляд Джастина Уотсона (Justin Watson), Дэвида Райта (David Wright) и Марины Гордеевой (Marina Gordeeva) авторов недавнего отчета Deloitte UK, основанного на опросе 400 руководителей. Они выяснили, что большинство опрошенных — 53% — инициировали внедрение роботизации процессов (RPA) в своих организациях, а в течении двух лет, как ожидается, это число возрастет до 72%. При этом обнаружился удивительный источник сопротивления инициативам RPA.

Те, внимательно изучают подобные опросы, знают, что руководители склонны ставить галочку в квадратике «да», о каком бы новейшем технологическом тренде ни шла речь. Однако зачастую респонденты при этом имеют в виду лишь ограниченный или пилотный проект в своей организации — они просто не хотят остаться на обочине прогресса.

Авторам отчета это известно — они замечают, что RPA может оказаться тем, к чему все стремятся, но что не готовы масштабировать на все предприятие. «Глубина внедрения остается на уровне прошлого года, и только трем процентам организаций удалось масштабировать RPA до 50 роботов или выше» — сообщают авторы.

RPA пользуется отличной поддержкой — за единственным исключением в виде ИТ-отделов. Опрос Deloitte показал, что RPA поддерживает 72% руководителей высшего звена. «В то же время, когда речь идет об RPA, поддержка со стороны отделов ИТ остается минимальной среди всех заинтересованных сторон» — о поддержке RPA-инициатив со стороны ИТ сообщили только 31% опрошенных. Команда Deloitte пишет: «возможно, отделам ИТ сложно рассматривать внедрение RPA как приоритетную цель в условиях пресса более насущных и масштабных задач поддержания работоспособности унаследованных систем, миграции в облака и перехода на ERP нового поколения».

Возможно также, что бум вокруг RPA приводит к необходимости для ИТ-команды ломать существующие процессы, жестко привязанные к информационным системам, перепроектировать их с учетом появления цифровой рабочей силы, и наводить в них порядок. Как пишут авторы отчета, «Основная сложность, с которой сталкиваются организации на всем пути внедрения RPA — это стандартизация процессов. Проще говоря, усложненные процессы порождают сложных роботов, требуют больше усилий и затрат на проектирование и внедрение RPA и приводят к повышению операционных затраты и числа сбоев в работе. Чтобы научить робота правильно нажимать на клавиши, необходимы точные и детально прописанные процессы. Однако организации обнаруживают, что они не всегда хорошо понимают свои процессы даже при наличии надлежащей процессной документации.»

Тем не менее, вера в RPA и в потенциал цифровой рабочей силы очень велика, по крайней мере у лидеров бизнеса. В конечном итоге, «роботы способны выполнять значительную долю сегодняшней транзакционной работы» — утверждают авторы Deloitte. «В среднем ожидается, что роботы способны заменить 20% штата сотрудников. Эти ожидания соответствуют фактическим показателям тех, кто уже внедрил RPA.»

Компании, успешно масштабировавшие RPA, «по-видимому, получили настолько положительный опыт, что их ожидания еще более амбициозны: они считают, что роботы способны заменить 52% штата. Это позволяет перепрофилировать сотрудников-людей на деятельность с большей добавленной стоимостью.»

Опрос показал, что RPA дает впечатляющую отдачу уже на ранних стадиях. Уотсон и его соавторы сообщают, что средний срок окупаемости у тех, кто находится в начале пути, составляет чуть менее 12 месяцев. Они также отмечают, что «RPA по-прежнему превосходит ожидания в части нефинансовых выгод, таких как сокращение числа ошибок и сроков, более высокая гибкость и соответствие требованиям. Не менее 85% респондентов сообщили, что RPA оправдали или превзошли их ожидания в этих областях. При этом 61% сообщили о том, что их ожидания в части сокращения затрат оправдались или были превзойдены.»

Хорошая новость для человеческого персонала: некоторые руководители сообщили, что переход на RPA «позволил перепрофилировать людей с транзакционной работы на деятельность с большей добавленной ценностью, что повысило их удовлетворенность от работы».

Обсудить в нашей группе в фейсбуке >>

Также по теме